Поведение. Ранней весной, в первые дни по выходе из нор после спячки, суслики наиболее жизнедеятельны в самое теплое время суток. В этот период наибольшую активность проявляют самцы в связи с гоном. Поздней весной, в период рождения и кормления детенышей, выхода молодых на поверхность и интенсивного жиронакопления у взрослых самцов, суслики жизнедеятельны с утра до вечера. В это время самцы, кормящие самки и молодые весьма активны, беременные же самки, наоборот, крайне осторожны. В начале лета, в период расселения молодых и залегания в спячку взрослых, прибылые зверьки жизнедеятельны весь день в отличие от взрослых, которые выходят из нор обычно в прохладные утренние и вечерние часы. В разгар лета на поверхности можно встретить преимущественно молодых сусликов, активных утром и вечером. Два максимума активности в течение дня у желтого суслика выражены особенно резко. Полуденный перерыв у них значительно длиннее, чем у среднего суслика в местах их совместного обитания (окрестность пос. Илийска). В этом находит свое отраясение приспособленность желтого суслика к жизни в пустынях с их высокими полуденными температурами, которые могут быть гибельными для животных.
Активный период жизни желтого суслика длится около трех-четырех месяцев. Этот грызун деятелен весной (март — май) и в начале лета. Поэтому данные о сроках дневной активности в различных географических пунктах существенно не отличаются. Ниже приводим средние данные результатов наблюдений над семью подопытными поселениями на о-ве Барсакельмес.
В 1943 г. суслики проснулись 5 марта и залегли в спячку в первой половине июня. В течение указанного срока менялся характер дневной активности.
С течением времени суслики выходили из норы раньше и позже уходили на ночлег. Постепенно повышалась продолжительность дневного отдыха и менялась длительность пребывания на поверхности. При этом наибольшие показатели (10 ч) получены в середине апреля — в период интенсивной нажировки сусликов.
В первую пятидневку после выхода из нор суслики в течение дня находились на поверхности беспрерывно, но позже их активность наблюдалась в два срока, причем более интенсивно в первой половине дня, чем во второй. Например, 15 апреля онаравнялась75 и 60% от общего числа зверьков на поселениях, 15 мая — 95 и 80%, 10 июня — 65 и 32%. Пик активности отмечен в следующие часы дня: 10 марта — в 13, 15 апреля — за 2 ч перед уходом на дневной отдых (11 ч) и через час после перерыва (14 ч), 15 мая — в 9 и 17 ч при полуденном перерыве с 12 до 15 ч, 10 июня — в 8 и 18 ч, а перерыв длился с 10 до 16 ч.
В начале активной жизни суслики не избегают солнечных лучей; в период гона и беременности еще не бывает жарких дней и повышение температуры в это время лишь благоприятствует жизни зверьков. Молодые в первые дни выхода из нор активны с утра до вечера. Позднее, в связи с дальнейшим повышением температуры и понижением влажности воздуха, они в дневные часы прячутся в норы. Взрослые зверьки вскоре залегают в спячку, накопив достаточное количество жира. Молодые особи, обитающие у водоемов, в спячку не впадают до поздней осени. В результате отдельные животные испытывают сравнительно низкую температуру весны, более высокую лета и низкую осени. Поэтому как величина предпочитаемой температуры, так и температурный оптимум у этих грызунов подвержены возрастной и индивидуальной изменчивости. У молодых сусликов в первые дни после рождения терморегуляция весьма несовершенна, и отчасти поэтому необходимо присутствие самки при новорожденных, так как с ее уходом детеныши мерзнут. Они очень рано покрываются шерстью — задолго до прозревания и выхода на поверхность. Зверьки, вынужденно выползающие из нор вскоре после рождения или находящиеся в гнездовых камерах без матки, бываютсовершеннохолоднымина ощупь и быстро окоченевают при сравнительно высокой температуре окружающей среды. Терморегуляция у молодых устанавливается, по-видимому, лишь перед выходом их из нор, когда тело их в достаточной степени покрыто шерстью (возможно, ввозрастеоколо 15 дней).
Терморегуляция у желтого суслика крайне несовершенна. Например, через час после перенесения животного из теплого (25°) в холодное помещение (10°) температура его тела снизилась на 9°.
Зависимость температуры тела этого грызуна от таковой внешней среды выражена в большей степени, чем у других зимоспящих грызунов (среднего суслика, тушканчиков).
Влажность воздуха оказывает большое влияние на жизнь сусликов в конце весны — начале лета. В это время зверьки, по-видимому, страдают от ее недостатка и укрываются от сухого воздуха в норах. Особенно заметно бывает увлажнен песчаный грунт, на который бодрствующие суслики переселяются летом. Еще чаще их можно встретить у водоемов, где достаточно влаги и сочной растительности. В засушливое лето молодые суслики залегают в спячку крайне истощенными. Наблюдавшийся в 1945 г. факт залегания молодых особей одновременно с взрослыми связан с тем, что весенние осадки способствовали нормальному развитию растительности, а последняя, в свою очередь, обеспечила сусликов хорошими кормами.
Влияние ветра на желтого суслика изучалось многими авторами (Наумов и Спангенберг, 1928; Орлов, 1929). Указывалось, что зверьки избегают сильных ветров, причем особенно пугают их порывы и резкий переход от тихой к штормовой погоде. Говоря о влиянии света на пробуждающегося суслика, нами (1952) отмечалось, что ранней весной, когда земля еще покрыта слоем снега в 15—20 см, зверьки, выходившие на поверхность через вертикальные норы, часто направляются на освещенную сторону — юг, юго-восток, юго-запад.
По своим повадкам желтый суслик отличается необычайной осторожностью. Потревоженные особи днями могут не выходить из нор. Особенно привязаны к своим жилищам в первые дни выхода после спячки, а также перед залеганием. В остальное время года они склонны к передвилсениям на расстояние до 300—400 м от своих нор, к посещению чужих убежищ, особенно в период гона и расселения молодых.
У желтого суслика развит «инстинкт дома» (Фенюк, 1941). Из органов чувств особое развитие получило зрение. Движущиеся предметы зверьки замечают на расстоянии до 300 м и более.