Экипаж воздушного судна обязан:
немедленно эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа в безопасное место;
взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства;
оказать первую необходимую медицинскую помощь пассажирам и членам экипажа;
подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о катастрофе; определить свое местонахождение;
подготовить к использованию сигнальные визуальные средства (сигнальное зеркало, костры, сигнальные знаки); подготовить площадку для посадки спасательного вертолета.
Всеми перечисленными выше работами должен руководить командир воздушного судна или, при его ранении, гибели, один из членов экипажа. После оценки обстановки командир воздушного судна или человек, его замещающий, принимает соответствующие решения. Он распределяет обязанности между членами экипажа и наиболее активными, не поддавшимися панике и упадническим настроениям, пассажирами. Их задача — организация временного лагеря, укрытия от неблагоприятных погодных условий, разведения костра и приготовления пищи.
Наиболее целесообразно оставаться всем на месте катастрофы или вынужденной посадки, что, естественно, облегчает поиск и позволяет сохранить силы и здоровье людей до прибытия спасательной группы. Такое решение обосновано при следующих обстоятельствах:
когда сигнал бедствия передан экипажем в воздухе или сразу же после приземления;
если место приземления точно не определено; если местность незнакомая и труднопроходимая (горы, тайга, глубокий снег и т. п.);
когда направление на ближайший населенный пункт неизвестно; если большая часть экипажа или пассажиры ранены и самостоятельно передвигаться не могут.
При принятии решения остаться на месте вынужденной посадки командир воздушного судна или член экипажа, его замещающий, в первую очередь:
устанавливает круглосуточное дежурство за воздухом и окружающей местностью с целью обнаружения спасательных групп и своевременной подачи им сигнала; организует уход за больными и ранеными;
берет на учет все имеющееся имущество и продукты питания и устанавливает нормы их расходования;
организует строительство укрытий от неблагоприятных погодных условий;
организует поиск воды и добычу пищи, используя местные возможности (сбор ягод, грибов, съедобных растений, рыбалку и охоту); проводит профилактику возможных заболеваний, связанных с отравлениями и различными заболеваниями.
Решение об уходе с места вынужденного приземления принимается:
если точно известно место аварийной посадки и расстояние до ближайшего населенного пункта невелико;
если состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток; в случае непосредственной угрозы жизни (наводнение, пожар, извержение вулкана, разлом ледяного поля и т. п.); если воздушное судно и люди не могут быть обнаружены с воздуха спасательным вертолетом или самолетом из-за густой растительности;
если в течение трех суток нет связи и помощи.
При принятии решения об уходе с места вынужденной посадки командир или член экипажа, его замещающий, должен:
распределить обязанности;
распределить между участниками движения воду и продукты и установить суточные нормы их расхода;
определить и, по возможности, подробно разработать маршрут движения, нанести его на карту и определить ориентировочное время передвижения по этапам;
подготовить необходимое снаряжение, имущество и медикаменты, которые обеспечат автономное передвижение по безлюдной местности;
подготовить средства сигнализации и связи для возможности использования их в любой момент во время передвижения; подготовить пострадавших к транспортировке или самостоятельному передвижению;
на месте аварии или вынужденной посадки воздушного судна оставить записку с подробным перечнем всех членов экипажа и пассажиров, указать обстоятельства аварии (вынужденной посадки), состояние здоровья всех членов экипажа и пассажиров, направление движения, время ухода, выложить стрелу из камней или срубленных деревьев, сделать зарубки на деревьях и т. п. в направлении ухода группы.