Каждый участник сплава должен занимать свое место на плоту в соответствии с опытом, складом характера, эмоциональностью и физической силой. Экипаж на судне невелик, и каждый имеет свою должность. Причем приходится совмещать несколько должностей и быть готовым заменить своего товарища по команде. Как бы ни распределялись обязанности в группе, на плоту должны быть: капитан (иногда его называют лоцманом), передний и задний загребные, помощники загребных, носовой и кормовой чальщики.
Командир плота во время прохождения может стоять либо в середине судна и подавать команды передним гребцам голосом, а задним — направлением руки, либо за передней гребью, либо руководить плотом с задней греби. Первая возможность предоставляется капитану, когда на плоту большой экипаж. Не отвлекаясь на греблю, он быстро решает возникающие задачи, но не видит, что у него делается на корме. Кроме того, если ему в трудную минуту придется взяться за гребь, то делать все сразу — оценивать ситуацию, принимать решения и работать капитан не сможет. Все это дается долгими тренировками.
Во втором случае, когда командир стоит за передней гребью, никто не заслоняет ему обзор, он лучше видит препятствия. В верховьях рек или на малой воде, когда обилие камней не представляет серьезной опасности, это оправдывает себя, так как ошибки задних гребцов в таких условиях не приведут к серьезным осложнениям.
Но на большой воде, на серьезных порогах капитан должен стоять на задней греби, подавая команды носовым гребцам голосом, а своему напарнику движением рукоятки греби. Такое положение позволяет капитану правильно оценивать положение плота в потоке, видеть, что у него происходит на плоту и контролировать действия всех членов экипажа.
Большое значение при прохождении порогов имеет положение задних гребцов. Как и носовые, они должны стоять полубоком, лицом только вперед, отставив ближнюю к греби ногу чуть назад (рис. 31). Чтобы в таком положении не промахнуться мимо вала, следует опустить лопасть греби и дождаться, когда она войдет в соприкосновение с водой, после чего быстро сделать гребок. В результате постоянных тренировок в
![]() |
Передние гребцы должны стоять за гребью сбоку от ее рукоятки. Если не соблюдать это правило, то гребь, упершись в камень или дно на мелководье, нанесет туристам серьезные повреждения или сбросит их с плота.
Желательно, чтобы стоящие за одной гребью участники с одинаковым опытом ладили между собой — это залог их четкой работы. Кроме того, они должны быть примерно одинакового роста.
Содержание книги Спортивные походы на плотах
- Особенности и причины аварий в водных путешествиях на плотах
- Обязанности руководителя по обеспечению безопасности похода
- Комплектование и состав группы
- Снаряжение и экипировка плотовика
- Физическая и техническая подготовка участников перед походом
- Характерные травмы и заболевания в водных походах, их профилактика
- Виды плотов. Их конструктивные особенности
- Каркасный плот с деревянной рамой
- Металлический плот
- Деревянный плот
- Подгребицы
- Греби
- Металлическая гребь
- Особенности тактики водных походов на плотах
- Характеристика водных препятствий и техника их прохождения
- Сигнализация и связь
- Расстановка экипажа на плоту
- Швартовка и отчаливание
- Страховка
- Действия участников в сложных и аварийных ситуациях. Разногласия в группе
- Управление плотом неполным экипажем
- Действия экипажа при перевороте плота
- Действия группы при потере плота, снаряжения
- Обеспечение безопасности на стоянках