Хлеб пекут и употребляют в пищу практически во всех странах. Но чем его можно заменить в условиях автономного экстремального существования, тем более в различное время года и в разных природных зонах? Оказывается, в каждой природной зоне существуют растения и плоды, из которых можно сделать муку и испечь привычный для нас хлеб.
Так, в умеренном поясе для приготовления неплохой муки можно использовать корневище обыкновенной белой кувшинки. Оно содержит большое количество питательных веществ: в нем почти 50 % крахмала, до 8 % белка и около 20 % сахара.
Каких только кувшинок нет на свете! Бывают кувшинки маленькие, бывают большие, но бывают и огромные. Но все они скроены по одному плану и похожи друг на друга, хотя живут в разных частях света. У всех кувшинок лист напоминает плот большой грузоподъемности. Цветок один, крупный, как чашка, а подводное корневище богато крахмалом и съедобно. Только одна из них — мексиканская кувшинка — несколько отличается от остальных. У нее осенью на длинных и тонких корневищах образуются гроздья крахмалистых клубней, похожих на маленькие бананы. В американском штате Техас ее так и называют — водный банан.
Чтобы изготовить из корневища муку, его очищают и, разделив на узкие полоски, режут мелкими кусочками (около 1 см длиной). Эти кусочки высушивают на солнце или у костра и затем толкут. Для этой цели может быть использован большой плоский камень с углублением (или без него) по центру, а в качестве ступы подойдет окатанный речной голыш. Затем удаляют горькие дубильные вещества, залив измельченное корневище водой на 5—6 ч, меняя воду каждый час. Слив воду в последний раз, полученную массу рассыпают тонким слоем на камне, куске материи или большом куске коры и хорошо высушивают. После сушки полученная «мука» пригодна для выпечки хлеба и лепешек. Единственный недостаток такой муки заключается в том, что для изготовления из нее теста необходима закваска или сода. Но поскольку и то и другое отсутствует, то, замешав «муку» на воде, в нее добавляют соль или ее заменитель и по возможности несколько яиц диких птиц — это несколько свяжет муку и сделает тесто более клейким.
Можно также приготовить муку из клубней камыша морского, камыша озерного, орляка обыкновенного, сусака зонтичного, чистеца болотного, лапчатки гусиной или из семян дикорастущих злаковых, таких, как, например, бор развесистый и просянник.
Принцип изготовления муки тот же, что и из корневищ кувшинки.
Хлеб, растущий на деревьях. В тропических странах встречаются деревья, получившие название «хлебные». Одно из них — могучее долголетнее дерево с развесистой кроной и высотой до 35 м издали напоминает наш дуб или каштан. Родина его — дождевые леса Юго-Восточной Азии, Океании, а научное название дерева — артокарпус. У местного населения Океании оно известно как кемпедака, як, джак дерево или хлебное дерево.
В Индии растет другое хлебное дерево и носит название джек-фрут. На его толстых, крепких ветвях, а иногда и прямо на стволе висят золотисто-кремовые продолговатые плоды. Их длина иногда достигает 1 м, диаметр — 0,5 м, а вес превышает 20 кг и иногда доходит даже до 40 кг. Под покрытой частыми небольшими выростами оболочкой находится коричневатая тестообразная мякоть. По вкусу она напоминает что-то среднее между тыквой и картофелем, но бывают деревья, у которых плоды с приторно-сладкой мякотью. Кроме мякоти плодов, в пищу употребляют поджаренные семена, скрытые в мякоти.
У других разновидностей хлебного дерева, произрастающих на островах Тихого океана и в странах Юго-Восточной Азии, плоды значительно меньших размеров — они круглые или продолговатые, от Идо 30см в поперечнике. В незрелом состоянии они зеленые, а в зрелом — желтовато-коричневые. Мякоть плодов — беловато-желтая, твердая у незрелых, мягкая и тестообразная — у спелых. Созревают они неравномерно, и поэтому собирать их можно почти круглый год — с ноября по август. С августа по ноябрь дерево цветет и растет, набираясь сил для долгого плодоношения.
Плоды хлебного дерева содержат очень много крахмала, сахар и немного масла. Можно считать, что это готовое к выпечке тесто. Плоды снимают с дерева специальными палками — рогатками, а потом заостренными палочками делают несколько проколов и оставляют плод до следующего дня. Ночью мякоть плодов начинает бродить и всходить как тесто на дрожжах. После этого забродившую мякоть можно использовать для выпечки лепешек или заготавливать впрок. Для длительного хранения выкапывают ямы глубиной в 1 м и диаметром 1,5 м. Дно и стенки ямы выкладывают камнями и устилают банановыми листьями. Мякоть освобождают от кожуры, плотно укладывают в яму и накрывают сверху листьями и камнями. Так можно сохранить тесто свежим несколько месяцев, до следующего урожая.
Когда надо приготовить хлеб или лепешки, яму открывают и берут из нее необходимое количество теста, добавляют в него воду и кокосовое масло и тщательно разминают в деревянных корытах. Небольшие порции теста оборачивают свежими листьями и пекут на раскаленных камнях или в печах. Приготовленный таким образом хлеб почти не отличается от хлеба из обычной ржаной или пшеничной муки.
Хлебное дерево не только предшественник современного хлеба. Ботаники считают, что хлебное дерево — одно из древнейших деревьев мира. Многие миллионы лет назад оно росло, цвело и плодоносило в различных местах нашей планеты. Геологами и палеоботаниками обнаружены отпечатки его листьев и цветков в горных породах Гренландии и других уголков нашей планеты, в том числе и на территории нашей страны. Теперь же хлебное дерево растет только в тропиках. История распространения хлебного дерева на Американский континент связана с историческими открытиями и приключениями. Во время первой кругосветной экспедиции знаменитого английского мореплавателя Джеймса Кука в 1768—1771 годах на корабле «Индевор» его сопровождал ботаник Д. Бэнкс. Во время стоянки корабля у берегов острова Таити молодой ботаник впервые увидел хлебное дерево. Он был настолько поражен увиденным, что, вернувшись в Англию, сумел добиться организации специальной экспедиции, чтобы привести саженцы хлебного дерева и посадить их на территории английской колонии в Вест-Индии. Это, по его словам, стало бы источником дешевой пищи для переселенцев туда африканских негров-невольников. И вот в 1789 году специально оборудованный для перевозки саженцев корабль «Баунти» взял курс на Таити. Капитаном корабля был назначен У Блай. Он был помощником Кука в его последних плаваниях и хорошо знал местонахождение острова. Прибыв на Таити, матросы загрузили специально взятые на борт тысячи кадок и горшков с саженцами хлебного дерева и отплыли обратно в Англию. Но по пути на судне вспыхнул мятеж. Восставшие посадили Блая в шлюпку, а сами отправились на «Баунти» в малоисследованный район Тихого океана к острову Пит-керн, где организовали поселение свободных колонистов. Но капитан Блай не погиб. Он благополучно преодолел на шлюпке 3600миль и добрался до острова Тимор. После возвращения в Англию Блай вновь организовал экспедицию за хлебным деревом и в 1793 году доставил в ботанический сад на острове Сент-Винсент саженцы хлебного дерева. Через некоторое время хлебное дерево прижилось и стало с успехом выращиваться не только в Вест-Индии, но и в других местах.
Можно, конечно, и просто поджарить ломтик незрелого плода. По вкусу он напоминает печеный картофель. Полуспелые плоды часто используют для приготовления национального блюда «пои», а спелые — для пудингов.
Хлеб и яд араваков
Без хлеба, как известно, не проживешь, и поэтому человечество научилось выращивать и добывать его и в безводной пустыне, и среди бесплодных камней.
Но печь хлеб из отравы не умудрился никто, кроме южноамериканских индейцев. Именно из отравы, потому что юкка — корень маниоки, из которой индейцы делают лепешки, — смертельно ядовита. Индейцы-араваки с острова Доминика, расположенного в Карибском море, вырыв юкку из земли, растирают ее камнями, пока она не превратится в беловатую кашицу. Тогда эту кашицу плотно набивают в очень длинный и узкий мешок, сплетенный из мягкой коры. Привязав этот мешок к ветке дерева, араваки начинают его крутить, выкручивать, мять, жать и давить, пока не отожмут из кашицы весь сок.
Если этот сок собрать и вылить в реку, через некоторое время на поверхность всплывет вверх брюхом вся отравленная этим соком рыба. Поэтому араваки собирают сок юкки про запас. Его сгущают над костром, и получается отличный яд, которым смазывают наконечники стрел. А если им смазывать столбы, на которых стоит хижина, то они станут недоступными для термитов и других вредных насекомых. Если сок смешать с известными местным колдунам травами, то яд станет целебным и превратится в лекарство.
Мякоть, оставшуюся в мешке, после отжимания сока, выкладывают на плоские глиняные тарелки и придавливают сверху тяжелым камнем. Через некоторое время в тарелках спрессуются твердые белые круги — каса-ба. Вот она-то и есть хлеб араваков или, точнее, полуфабрикат хлеба. Хранить касабу можно очень долго, а приготовить лепешку очень просто: достаточно сунуть касабу в уголья и индейский хлеб готов!
Африканское хлебное дерево в диком виде встречается в тропиках Западной Африки к востоку от Уганды. Плоды его достигают лишь 45 см в длину и весят не более 14 кг. Мякоть африканских плодов в пищу не употребляют, а вот из крупных, величиной с фасоль, семян, богатых крахмалом, делают муку.