Как уже было сказано, страховка занимает ныне первое место среди всех причин НС в горах (22%). С одной стороны, это объясняется некоторым отставанием отечественного производства технических средств страховки для альпинизма и горного туризма, а с другой — недостатком в специальной литературе, пропагандирующей новейшие методы страховки, реальные характеристики выпускаемого спортивного снаряжения, предельно допустимые нагрузки при страховке и самостраховке. В результате многие спортсмены недопонимают опасностей, которыми чревато несоблюдение основных правил страховки.
Очень полезны в этом отношении регулярно организуемые Федерацией альпинизма СССР в последние годы на Кавказе сборы по безопасности. Сборы проводят испытания спортивного альпинистского снаряжения и средств страховки в условиях, максимально приближенных к реальным восхождениям в горах.
Задача этого раздела — на базе анализа НС в альпинизме определить основные проблемы страховки и самостраховки, выявить основные типовые ошибки спортсменов, разработать практические рекомендации по совершенствованию приемов страховки и методики тренировки альпинистов перед выходом в высокогорную зону.
Основные принципы страховки одинаковы на любом горном рельефе. На скалах, льду, снегу различны лишь способы организации точек страховки, нормы протравливания, положения страхующего, тип крючьев и возможных опор для страховки. В соответствии с этим мы рассмотрим все случаи нарушения страховки с общих (принципиальных) позиций и с точки зрения технических средств и приемов.
В первом случае характер склонов и рельеф, на котором находилась группа в момент несчастья, не принципиальны. Главное здесь — фундаментальное понимание спортсменом, где, когда и как надо страховать себя и товарища по связке. Во втором случае, наоборот, все внимание обращено на технику страховки применительно к конкретному .рельефу, что поможет вскрыть также типичные ошибки.
На рис. 7 дана общая картина всех ошибок в страховке, допущенных при НС за 1969-1978 гг. Цифры на вертикальной оси показывают количество ошибок, а порядковые номера на горизонтальной — приемы, при которых ошибки происходят:
1) одновременное движение связки по опасному ледово-снежному склону;
2) выход первого в связке на крутых склонах более 5 м вверх от последней точки страховки;
3) второй в связке находится под первым и поражается камнями или сбивается при падении первого;
4) отстегивание от страховочной веревки;
5) страховка на ледово-снежных склонах при помощи ледоруба, без крючьев;
6) второй в связке не организует самостраховки;
7) одновременное движение связки по крутым скалам;
8) партнеры по связке теряют зрительный контакт;
9) страховка 4-8 человек через один крюк;
10) ненадежная страховка вторым на снегу;
11) выбор первым в связке ненадежного выступа;
12) второй начинает движение раньше, чем первый организует страховку;
13) на перилах без самостраховки;
14) первый в связке не организует самостраховки;
15) жесткая страховка вторым без протравливания веревки;
16) организация страховки по одну сторону снежного гребня (перемычки);
17) "плохой" крюк или "жесткая" страховка;
18) символическая забивка скальных крючьев;
19) движение в связке с одним ледорубом по ледово-снежному склону;
20) хождение без связок по закрытому леднику;
21) использование для страховки одинарного репшнура;
22) зависание на схватывающем узле;
23) отсутствие беседки;
24) неумение применить самозадержание на снегу.
Если в результате НС погибало 3 человека, ошибка отмечалась в графике цифрой "3", что, с одной стороны, придавало ей определенный "вес", а с другой — отражало реальную ситуацию, так как эту ошибку допускали не менее 3 человек группы (мы говорим "не менее", так как не все виновники данной групповой ошибки гибнут). Анализ показал, что из всех 212 погибших в период с 1969 по 1978 г. 145 допустили от 1 до 3 ошибок в страховке (всего ошибок оказалось 226). По удельному весу они распределены на три группы. Как видно из рис. 7, основной вес имеет I группа ошибок (/-9). Она включает в себя 163 ошибки, или 72%, и отражает нарушения основных правил страховки альпиниста на горном рельефе. В силу регулярной повторяемости (1-3 раза ежегодно) ошибки этой группы составляют ныне реальные типовые проблемы безопасности в альпинизме, решать которые необходимо в первую очередь.
Проанализируем более подробно каждую из этих проблем.