Ныне трудно себе даже представить спортивную экспедицию в отдаленном районе Памира, Тянь-Шаня, Алтая без тесного взаимодействия с авиацией. Это решает комплексно ряд важнейших задач: быструю доставку экспедиции в горный район, разведку облетом труднодоступных ущелий и вершин, заброску грузов в верхние базовые лагеря, эвакуацию экспедиции, обеспечение поисковых и спасательных работ. Без преувеличения можно сказать, что только благодаря авиации в 60-70-х годах было проведено массовое альпинистское освоение труднейших горных районов Средней Азии.
Применение авиации в альпинизме для транспортных и спасательных работ началось в СССР с 30-х годов. Это в основном касалось использования малых самолетов типа У-2, которые базировались в верховьях широких горных ущелий. С тех пор значение этого вида транспорта для альпинизма существенно возросло.
В альпинизме самолеты решают не только общие транспортные задачи, но и осуществляют перевозку пострадавшего на большие расстояния. Велико их значение и в предварительной разведке больших районов, в выброске спасателям необходимых грузов на высотах более 6000 м, например на Памирское фирновое плато.
За рубежом имеется положительный опыт использования малых самолетов при спасательных работах непосредственно в высокогорье. На них отработана посадка на снежные и травянистые склоны крутизной до 25°, на широкие снежные купола вершин. При этом необходима предварительная подготовка посадочной полосы шириной 30 и длиной 300 м.
Основным авиационным средством, позволяющим проникать в самые отдаленные уголки горных районов, у нас служат вертолеты. Они же несут основную нагрузку в спасательных операциях, забирая пострадавших с малых площадок на высоте до 5000 м.
Руководителям альпинистских мероприятий и спасательных отрядов необходимо знать, что применение вертолетов в горах ограничивается их техническими возможностями (грузоподъемность, максимальный высотный потолок), погодными условиями (туман, облачность, снегопад, ветер). Ночные полеты возможны только в исключительных случаях при видимости 5-8 км и хорошем знании местности.
Особое внимание требуется от спасателей при организации посадочной площадки. Ее размер в общем случае не должен быть меньше 35X35 м. Площадка должна быть горизонтальной или с незначительным уклоном и располагаться не в мульде и не под склоном, с которого возможны нисходящие потоки воздуха. Предпочтительнее площадка над склоном или на вершине купола, с которой возможен так называемый самолетный взлет (с разбегом). Поверхность площадки должна быть твердой. Снег на ней нужно утоптать, чтобы при ходьбе не проваливались ноги. Не должно быть препятствий в зоне посадки и взлета (деревьев, скал, морен, вертикально торчащих предметов). Спасатели, принимающие на площадке вертолет, обязательно должны указывать направление ветра при помощи дымовых шашек, флажков. Сигнальщик условно становится спиной к ветру. Легкие предметы вблизи площадки необходимо закрепить, чтобы они не были сорваны воздушным потоком от винтов вертолета.
Чтобы эффективно корректировать пилота при посадке или облете, а также осуществлять связь с ним во время погрузочных и разгрузочных работ, спасатели, находящиеся внизу, должны хорошо знать и использовать международную сигнализацию жестами (рис. 42-44). Сигнальщик должен стоять перед вертолетом так, чтобы его сигналы были видны пилоту.
Необходимо остерегаться винтов! К вертолету подходить после полной остановки несущего и рулевого винтов, после подачи экипажем соответствующего сигнала. Подходить к вертолету следует спереди в пределах видимости пилота.
Похожие записи:
Документация при спасательных операциях Руководителю мероприятия или спасательной операции для последующего отчета перед вышестоящими организациями, для представления в органы МВД и юстиции, а также...
Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.
Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.
Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.