Растопку складывают маленькой пирамидкой, но не слишком плотно — чтобы пламя свободно охватывало всю растопку. У основания пирамидки оставляется небольшое отверстие, куда и вносится полученный огонь, перешедший с трута на зажигательную палочку.
После того как пирамидка разгорится, к ней начинают подкладывать все более и более толстые куски дерева — сухие сучья с деревьев, сухой валежник и т. п.
Чтобы костер не загас от сильного ветра или сильного дождя, его разжигают под каким-либо укрытием: нависающим камнем, скалой и т. п. Не следует разводить костер под ветвями деревьев — летом они могут загореться, а зимой с них может обвалиться снег, который загасит костер.
Лучшее топливо для костра — сухие сучья живых деревьев или деревья, расщепленные молнией. Но мелкий сухой хворост хотя и легко разжигается и дает сильное пламя, но быстро сгорает. Его требуется очень много, поэтому он годится только на растопку.
Хвойный сухостой, омертвевшие крупные ветки сосны, кедра, ели тоже хорошо горят, но разбрасывают много искр, дают много дыма и копоти. Такими дровами следует пользоваться для нажига углей, на которых даже сырые чурки березы, ольхи и осины хорошо разжигаются и горят, но пламя дают небольшое и годятся лишь для приготовления на таком костре пищи.
Крупный, нетронутый гнилью валежник, дубовый, березовый, — отличное топливо для костра, дающего сильный жар и незначительное количество дыма. Такой огонь хорош для очага.
Мертвая береза, стоя на корню, гниет внутри непроницаемого цилиндра из бересты — для костра пригодны лишь ее ветки.
Ветки, лежащие на земле, годятся для костра только в сухую погоду, и только те, что лежат в сухих местах. Стволы деревьев, лежащие на земле в сырых местах, совершенно не пригодны для костра так же, как и сухостойные деревья, стоящие на мокрых местах у рек, болот и озер.
Внутренняя часть стволов упавших деревьев, смолистые пни хвойных деревьев очень часто бывают внутри сухими, даже если снаружи они сильно увлажнены.
Свежесрубленные деревья горят хорошо только мелконаколотыми. Сырые дрова горят лучше зимой, чем летом.
Пихта, ель и каштан разбрасывают при горении мелкие угольки. Осина, лиственница, рябина, черемуха дают мало жару. Ни в коем случае нельзя класть в костер свежую хвою — она дает много черного дыма, поэтому такой костер годится только как сигнальный. Сухая хвоя дает много искр.
При сборе топлива для костра необходимо учитывать, что сосна быстро сгорает, а кедр горит неравномерно. Толстые куски коры хвойных деревьев, чтобы они хорошо горели, нужно класть поперек бревен, а не вдоль. Топливо следует расходовать экономно и не разводить больших и лишних костров. В местах, где древесная растительность встречается редко, для костра пойдут в ход пучки травы (скрученной в жгуты, чтобы лучше горели), высохший помет животных, животный жир, сухой торф. В пустынях и полупустынях много различных колючих кустарников и другой растительности, которую собирают и используют в качестве топлива. Прекрасно горит саксаул, который отлично ломается руками даже при большой толщине, однако полностью сгорает, совершенно не давая углей, выделяя, однако, при этом огромный жар.
За полярным кругом среди низкорослой кустарниковой растительности также можно найти сухие ветки и корни, пригодные для костра. Используется и плавник, часто встречающийся в устьях рек и вдоль морских побережий.