Страх. Абсолютная темнота и одиночество воспринимаются каждым человеком по-разному. Большое количество людей испытывает инстинктивный страх перед темнотой, поэтому можно легко объяснить их отвращение к пещерам. Боязнь ночи, наверное, так же стара, как и все человечество. Мы унаследовали это чувство от наших доисторических предков. В те далекие времена в ночное время человек был безоружен перед лицом опасности и не мог отразить нападение диких зверей. Ночью каждый шум кажется подозрительным, тревожным, угрожающим. Ночью страхи одолевают человека больше, чем днем. Что же все-таки пугает в темноте? Одним страшно оставаться в одиночестве, другие, наоборот, боятся, что во мраке «кто-то» притаился… Многие во мраке пещер испытывают страх перед духами, призраками, привидениями, чертями и колдуньями.
Галлюцинации. Кроме страха, который возникает в пещере в связи с одиночеством и различными суевериями, на человеческую психику действуют и различные оптические явления, например галлюцинации-видения. Это уставший от переживаний мозг человека не выдерживает испытания тьмой.
Иногда вдруг в абсолютной тишине и мраке пещеры начинают слышаться чьи-то далекие голоса, мерещится свет… При таких расстройствах психики у некоторых людей возникает труднообъяснимое явление — клаустрофобия, или боязнь замкнутого пространства и темноты. У человека, страдающего клаустрофобией, начинается головокружение, головная боль, тошнота. Но, чтобы все это прошло, достаточно выйти из пещеры.
Холод. В северных районах нашей страны — холод основное неудобство и опасность для спелеологов и тех, кто по тем или иным причинам попал в пещеру. Как правило, пещеры, расположенные в северных районах, имеют круглогодичную низкую, часто минусовую, температуру. А в целом, особенности строения пещер создают в них постоянную среднегодовую температуру 0…+12 °С в различных пещерах.
Но есть пещеры со среднегодовой температурой выше +20 °С. Такие пещеры встречаются на хребте Кугитанг в Туркмении. Наличие в пещерах и низких, и высоких температур усугубляет высокая (до 100 %) влажность воздуха и достаточно высокая обводненность многих подземных полостей. В некоторых пещерах или отдельных их местах могут иметь место особые условия циркуляции воздуха, что связано со строением подземной полости. За счет создания естественных аэродинамических труб с постоянным током холодного воздуха и затекания такого воздуха в естественные подземные мешкообразные углубления могут образовываться не тающие в течение всего года ледники и снежники, ледяные кристаллические образования. Такие пещеры встречаются и в высокогорных районах Памира, Тибета, и в более низких горных районах, например на Кавказе, в Крыму, Саянах, а также в пещерах Западной Европы и Северной Америки. Из-за отсутствия ветра отрицательные температуры держатся в таких пещерах круглый год, что препятствует длительному нахождению в них людей. В некоторых случаях возможны даже обморожения, особенно рук.
Сырость. Сырость является постоянным спутником многих пещер, где высокая влажность воздуха, даже при высоких положительных температурах, при длительном нахождении под землей вызывает сначала легкий, а затем и сильный озноб. Одежда становится влажной и теряет свои теплоизоляционные свойства. Высушить влажную, и тем более промокшую, одежду в пещере практически невозможно.
Холод и сырость, кроме основного — физического — воздействия на организм человека (связанного с переохлаждением), оказывают и сильное воздействие на психику. Это проявляется в замедленной реакции, апатии, что приводит к принятию неправильных решений и роковых ошибок, ведущих к гибели.
Обводненные пещеры еще более опасны, так как в пещерах как северных, так и расположенных в умеренных широтах вода достаточно холодна — ее температура колеблется в пределах — 5…+2°С.
Во многих пещерах современные водотоки в виде подземных ручьев и рек иногда полностью заполняют некоторые участки галерей (такие места называют сифонами) или оставляют под потолком пещеры небольшую свободную от воды щель (полусифон). Для прохождения таких галерей спелеологам приходится применять акваланги, что само по себе предъявляет повышенные требования к технической подготовленности. В пещерах с вертикальными колодцами при их обводненности образуются подземные водопады, представляющие серьезное препятствие для продвижения человека, даже имеющего специальные навыки и оборудование.
Но основной опасностью при нахождении в обводненных пещерах являются паводки. Во время паводка значительно увеличивается мощность водопадов и возникают новые, обводняются сухие галереи, маленькие ручейки превращаются в бурные реки. Там, где бурлящий поток заполняет низкие части пещерных ходов, образуются новые сифоны. Попадая в такую ситуацию, спелеологи или случайно забредшие в пещеру люди, врасплох застигнутые там паводком, вынуждены отсиживаться на наиболее высоких участках пещеры.
Причиной подземных паводков являются ливневые и затяжные дожди, которые и оказываются основной причиной попадания большого количества воды в подземные пустоты с большой площади поверхностного водосбора за короткий промежуток времени.
Обвалоопасность. Среди горизонтальных и слабонаклонных пещер наиболее обвалоопасными являются гипсовые и соляные. Чтобы исключить возможность обвала под землей, нельзя кричать (за исключением мест, где есть текущая или падающая вода). В особо опасных обвальных залах разговаривать надо шепотом и двигаться с предельной осторожностью.
Вертикальные колодцы и шахты опасны возможностью камнепада, возникающего из-за сбрасывания камней страховочной веревкой на голову спускающегося или находящихся внизу людей.
В искусственных сооружениях (каменоломнях, катакомбах, горных выработках и штольнях) обвалоопасность гораздо выше, чем в карстовых пещерах, так как искусственные выработки часто нарушали равновесие породы внутри массива. Кроме того, крепи, которыми закреплялись потолок и стены подземных выработок, со временем подгнивают и приходят в негодность, приводя к их обрушению под тяжестью породы. Этому часто способствуют не только естественная влажность, но и просачивающаяся по трещинам в породе дождевая (талая) вода с поверхности или же имеющиеся в данном районе грунтовые воды.
Загазованность. В плохо вентилируемых пещерах, особенно тупиковых «карманах», возможно скопление углекислого газа и метана. Газы эти совершенно лишены запаха, невидимы и поэтому представляют особую опасность.
Метан в основном встречается в искусственных подземных полостях и в соотношении 1:10 взрывоопасен. В отличие от углекислого газа, метан легче воздуха и поэтому скапливается в особо опасных тупиковых, уходящих вверх, штреках. Углекислый же газ, наоборот, скапливается в нижней части пещерных ходов, и поэтому опасны очень низкие ходы и лазы, резкие локальные понижения пола пещер.
В карстовых образованиях, где заведомо не может быть высокого содержания метана (взрывобезопасная концентрация составляет 5 %), для определения его наличия можно пользоваться спичкой. При повышенном его содержании пламя спички вспыхнет неестественно ярко. И наоборот, та же спичка при повышенном содержании углекислоты не горит. В обоих случаях, особенно во втором, находиться в пещере опасно.
Опасную загазованность пещеры или рукотворной выработки можно вызвать и искусственным путем. Этому могут способствовать:
несколько длительное время горящих свечей в небольшом по объему подземном помещении (гроте) с плохой вентиляцией или при наличии в нем нескольких человек;
пользование под землей примусами в небольших по объему помещениях;
использование для освещения факелов длительного горения (смоченных в мазуте или керосине);
разжигание костров в самой пещере или искусственной выработке или у ее входа; в последнем случае может возникнуть обратная тяга через естественный дымоход.
Все вышеперечисленное, кроме свечей, приводит к задымлению ходов и образованию угарного газа. Свечи так же способствуют выделению угарного газа, и, кроме этого, в небольшом помещении горящие свечи создают чад, от которого возникает сильная головная боль, а от отравления углекислотой может наступить даже смерть.
Радиация. Опасность радиоактивного заражения в карстовых пещерах связана, в первую очередь, с природным, радиоактивным инертным газом радоном. Этот бесцветный, не имеющий запаха газ в 7,5 раз тяжелее воздуха и, естественно, скапливается в нишах, боковых «карманах» и понижениях пещер. Радон является одним из продуктов распада радия, а также урана 238, широко распространенных в малых концентрациях в почвах и породах земной коры. При попадании в открытую атмосферу радон быстро рассеивается, но в замкнутых подземных полостях он накапливается в больших концентрациях. Радон имеет три изотопа, один из которых — с периодом полураспада в почти трое суток. Являясь активным изотопом, он распадается на дочерние продукты: короткоживущие изотопы полония, висмута и свинца — и, в отличие от радона-газа, образует твердые частицы, которые присоединяются к аэрозолям воздуха. Именно дочерние продукты радона и представляют главную опасность для человека, оседая в его легких при вдыхании их с воздухом, и в период полураспада легкие получают значительную дозу радиации. Это повышает риск заболевания раком легких, раком крови и других заболеваний.
Радон участвует в создании до 75 % нормального естественного радиоактивного фона и является одним из главных канцерогенных факторов внешней среды.
Наибольшая концентрация радона, опасная для длительного нахождения под землей, зарегистрирована в пещерах Кугитанга (Туркмения), Крыма и Подолии (Тернопольская область, Украина). Так, например, предельная годовая доза облучения будет получена при пятисуточном пребывании в пещере Геофизическая на Кугитанге.
Бактериологическая опасность. Во многих искусственных (катакомбах, каменоломнях, горных выработках, метрополитенах, канализационных подземных сетях, коллекторных сетях и отстойниках, логовищах животных, подземельях старых зданий, замков, фортификационных сооружений, внутренних камерах курганных захоронений и пирамид), а иногда и естественных подземных полостях (карстовых, вулканических и тектонических пещерах) имеется повышенная бактериологическая опасность заражения.
К числу наиболее опасных инфекций относятся чума, сибирская язва, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка, лихорадки Эбола, Ласса, Марбург и другие. Но все эти страшные заболевания напрямую с подземными полостями не связаны. Чаще всего всевозможные подземные полости используются как естественные или (что значительно чаще) как искусственные (т. е. созданные людьми) могильники зараженных животных и даже людей. Создание таких могильников связано с многочисленными эпидемиями натуральной оспы, чумы, сибирской язвы и холеры в XVII—XIX веках. Как правило, такие захоронения замуровывались и оснащались предупредительными знаками, но со временем знаки ветшали, а замурованные входы вскрывались в поисках кладов, просто из любопытства, или же кладка, закрывавшая вход, сама со временем разрушалась. Узнать о том, что в этом месте был инфекционный могильник, можно только по косвенным признакам: множественные останки животных и людей, подобие заграждения, много пепла и золы от сжигания зараженных тел и материалов и т. п.
Кроме того, подземные полости часто являются прибежищем различных грызунов, являющихся потенциальными разносчиками многих из перечисленных инфекционных заболеваний.
Встреча с подобными инфекционными участками для человека, случайно или специально попавшего в такие подземные полости с захоронениями, может оказаться смертельно опасной. Это связано с тем, что возбудители всех этих болезней, находясь в среде с повышенной их концентрацией, могут сохраняться, не теряя своих поражающих свойств, очень длительное время. К примеру, споры бацилл сибирской язвы сохраняются в почве почти до 100 лет, чумная палочка — до 5 лет, а при высыхании и в холодном месте — неопределенно долго.
Большую опасность представляют инфекционные заболевания, связанные с жизнедеятельностью большого количества людей. В том числе искусственные подземные выработки — катакомбы и каменоломни непосредственно под крупными городами или же вблизи них (например, такие, как Аджимушкайские, Старокарантинские под Керчью, Одесские, непосредственно под городом и в его окрестностях, Саблинские под Санкт-Петербургом, Никитские и Домодедовские каменоломни в Подмосковье и подземные выработки в районе Саратова, многие каменоломни и катакомбы в Западной Европе — Италии, Испании, Франции и т. д., а также древние ходы подземных сообщений (между старинными укреплениями и монастырями), которые и являются местами не только захоронений трупов инфицированных или просто павших животных, но и местами сброса фекальных отходов.
В группу инфекционных заболеваний, характерных для мест сброса фекальных отходов, относятся такие заболевания, как дизентерия, саль-монеллез, гастроэнтерит и некоторые другие. Возбудители этих болезней заносятся сюда не только с фекалиями, но и с пищевыми отходами и грязной водой. Эти подземные искусственные сооружения представляют собой так называемый экологический тупик, где возбудитель болезни может накапливаться и сохраняться довольно длительное время, до тех пор, пока не прекратится поступление продуктов жизнедеятельности.
Грызуны, в основном крысы, суслики, сурки, песчанки, а также паразитирующие на них блохи, разносят, в основном, механическим путем возбудителей инфекций, но при непосредственном контакте с человеком этот возбудитель передается и посредством укуса животного или насекомого. Кроме того, заражение возможно и при прямом контакте с зараженным материалом при попадании его на кожу и одежду, вдыхании зараженного воздуха в непроветриваемом подземном помещении. Это так называемый воздушно-капельный источник проникновения инфекции в легкие человека, при котором возникает первичная форма легочной чумы. А далее, при заглатывании мокроты, развивается кишечная форма заболевания.
В естественных карстовых и других типах пещер часто тяжелые инфекционные заболевания связаны с логовищами норных диких животных. Эти животные являются переносчиками и носителями возбудителя таких заболеваний, как криптоспоридиоз, лейшманиоз, тулерямия, чума, риккетсиозные тифы и некоторых других.
В подстилке и стенках логовищ в огромных количествах встречаются, так называемые, экзопаразиты (вши, блохи, клещи). Здесь же скапливаются и кровососущие летающие насекомые, также являющиеся переносчиками возбудителей болезней от животного к человеку. Практически все виды кровососущих насекомых, использующих логовище животного как временное убежище, под землей мало активны, за исключением москитов.
В привходовых частях и небольших тупичках теплых среднеазиатских пещер живут дикобразы, являющиеся переносчиками реликтового клеща, встречающегося в огромных количествах в пещерной напольной пыли, откуда они и попадают на тело дикобразов.
Один из типов клеща — аргасовый клещ, весь свой жизненный цикл проводит в подземных убежищах и логовищах различных животных и несколько лет может обходиться без пищи, поджидая добычу и оставаясь хранителем инфекции, т. е. является возбудителем заболеваний.
В пещерах могут иметь место и такие заболевания, как микозы, которые вызываются пещерными грибами. Дерматомикозы и глубокие микозы развиваются как у животных, так и у человека и представляют большую опасность для посетителей пещер.
Особенно опасен гистоплазмоз («фараонова болезнь»). Это грибковое заболевание или глубокий микоз, возбудитель которого чаще всего встречается в рыхлых отложениях пещер и гуано летучих мышей, но могут находиться и в воздухе, проникая в дыхательные пути и приводя людей к гибели. Эта болезнь, по всей вероятности, погубила и первых исследователей египетских пирамид, отсюда и название — «фараонова болезнь». Встречается кожная и легочная форма этого заболевания. При кожной форме гриб вызывает глубокие язвенные процессы кожи и слизистых оболочек. Легочная форма возникает при вдыхании с пылью спор гриба.
Особенно опасны пещеры в теплом и влажном климате; с большим количеством разнообразных грызунов и следов их жизнедеятельности (фекальные массы). Не меньшую опасность представляют собой естественные и искусственные шахты и колодцы, которые являются естественной западней для животных, разлагающиеся трупы которых могут привести к инфицированию человека.
Таким образом, нахождение в подземных полостях самого различного происхождения требует большой осторожности, и без особой на то надобности пребывание и тем более ночлег в них не желательны.
Люди, случайно или по незнанию оказавшиеся в районе подземных могильников, часто даже морально не готовы к возможности встречи с особо опасными инфекциями, поэтому:
при обнаружении подозрительных остатков животных и людей, следов захоронений, большого количества золы необходимо немедленно покинуть подозрительную подземную полость; если по каким-либо причинам необходимо какое-то время находиться в такой подземной полости или двигаться по ней, то следует закрыть нос и рот матерчатой повязкой и ни в коем случае не прикасаться к предметам на полу полости и даже стенам; не устраивать в подземных полостях временного и постоянного лагеря, не ложиться отдыхать на пол подземной полости.