На рис. 19 приведена диаграмма ошибок в страховке, характерных для каждого спортивного разряда. Для сравнения на рисунке повторена общая статистика (аналогично рис. 7). С учетом рекомендаций, изложенных в разделе "Тактика спасательных операций", диаграмма может служить своеобразным предупреждением для тренера, работающего с определенной категорией спортсменов. При этом основное значение имеют ошибки I группы, как наиболее частые в страховке. Инструкторам, работающим со спортсменами III разряда, следует обратить внимание на ошибки, минимально встречающиеся у этих спортсменов и резко возрастающие у спортсменов II и I разрядов (2, 6, 7, 14 на рис. 19). Так, видимо, бывает, потому что в процессе учебы третьеразрядники "недорабатывают" ряд технических приемов страховки и самостраховки, однако при жесткой опеке инструкторов и ограничении самостоятельных действий участников на маршруте это не приводит у них к повышению числа несчастных случаев.
Видимое благополучие рушится, когда группы II разряда выходят на самостоятельные восхождения. Недоработки предыдущего этапа обучения проявляются в резком повышении НС по отмеченным ошибкам в страховке.
Кроме того, у спортсменов III разряда есть и свои наглядные проблемы. Это прежде всего ошибки в страховке при одновременном движении связки по ледово-снежному склону (1 на рис. 19), а также ошибки 4 и 5 (там же).
Существует мнение, что основной упор в обучении спортсменов II разряда должен делаться на вопросах тактики. Результаты наших исследований говорят о том, что с точки зрения безопасности пока нет оснований снижать требования к совершенствованию страховки на этом этапе роста альпиниста. В табл. 4 приведены среднее число спортсменов разных разрядов, ежегодно работающих в горах, и процент альпинистов, допустивших ошибки в страховке, приведшие к НС (за период с 1969 по 1978 г.).
Из таблицы видно, что с ростом сложности задач, возникающих перед спортсменами, растет и интенсивность допускаемых ими трагических ошибок в страховке. Этот вывод согласуется с общими статистическими данными по НС, приведенными ранее.
В связи с изложенным, на наш взгляд, основная задача обучения альпинистов II разряда и выше будет состоять в совершенствовании техники передвижения и страховки на маршрутах IV и V к/т, изучении и освоении тактики сложных горовосхождений, а также специальных методов тренировки к восхождениям высшей категории трудности. С точки зрения страховки особое внимание на этом этапе. необходимо уделить следующим моментам (см. рис. 19):
1) воспитанию у альпинистов высокой грамотности в использовании веревки и крючьев как средств страховки, четкого понимания максимальных пределов их возможностей и как вывод — сознательного ограничения выхода первого от последней точки страховки (при отсутствии у него специального нормированного тормоза);
2) доведению приемов самостраховки до автоматизма; пониманию абсолютной необходимости отдельного крюка (выступа) для самостраховки; отработке на стенде приемов протравливания веревки при задержании груза с энергией 300-350 кгм, что эквивалентно рывку при срыве человека на крутых скалах при выходе его от последней точки страховки вверх на 2 м;
3) отработке во всех случаях положения страхующего, исключающего поражение его камнями сверху из-под ног идущего первым или сорвавшейся верхней связкой;
4) серьезному осознанию объективной опасности одновременного движения по скалам крутизной 40-60°, если даже на маршруте имеются хорошие выступы и зацепы;
5) очень полезному для теоретической подготовки спортсменов в области страховки разбору конкретных ситуационных задач (см.стр. 154).
У спортсменов высших разрядов нет каких-либо специфических ошибок в страховке, характерных только для них. Так, одна из распространенных ошибок спортсменов II разряда — выход вверх по скалам более 5 м от последней точки страховки — проявляется и у высококвалифицированных альпинистов. При этом существенное повышение технической и психологической трудности на маршрутах V-VI к/т усиливает отрицательные последствия таких ошибок.
Есть ли тут резервы повышения безопасности движения? Безусловно, есть, и они были изложены выше.
Повышенная техническая сложность маршрутов V- VI к/т приводит к тому, что любая, даже маленькая, ошибка на них может привести к трагическим результатам. Именно поэтому у спортсменов высших разрядов столь четко выражена группа ошибок 3-5, 7-9 (см. рис. 19). Несколько особняком стоят такие ошибки в страховке, как 1, 10 (там же), для мастеров спорта и кандидатов в мастера. Увеличение их числа идет в основном за счет высотных восхождений, где к техническим трудностям и недостатку кислорода прибавляются существенные изменения структуры снега, его сухость, сыпучесть, усложняющие организацию надежной страховки на нем.
Подводя итог, необходимо отметить следующее. Приведенные данные подтверждают на фактах, что за каждым несчастным случаем стоит одна или несколько конкретных ошибок спортсменов. Поэтому всестороннее повышение спортивной квалификация и технического обеспечения альпинистов — главный путь повышения безопасности восхождений. Следует, однако, помнить, что реализовать идеальную безаварийную систему обучения спортсменов практически невозможно. Следовательно, настоятельной необходимостью становится постоянное совершенствование работы спасательной службы в горах, чему и посвящается следующий раздел книги.