Разногласия в группе — нередкое явление во всех видах туризма. Любой поход, а особенно водный, является постоянным источником экстремальных воздействий, нередко вызывающих предельное напряжение психических и физических возможностей человека. Это состояние может способствовать развитию стрессовой реакции. У человека с неустойчивой нервной системой такая реакция часто выражается агрессией — раздражительностью и грубостью.
Конфликты у туристов могут быть трех видов. Это разногласия между отдельными участниками, между участником и руководителем и, наконец, между группой и руководителем. Последний — самый серьезный. Тут могут возникнуть две ситуации при встрече группы с особо сложным препятствием. В первом случае руководитель настаивает на обходе препятствия по берегу, считая, что опыта команды, остойчивости и прочности судна, имеющихся способов страховки недостаточно для надежного прохождения. Во втором случае группа сомневается в успехе прохождения, а руководитель уверен и настроен на преодоление водной преграды. В обоих случаях для устранения разногласий следует руководствоваться принципами полной гарантии безаварийного прохождения порога. Если нет полной уверенности в безопасном прохождении препятствия, следует от него отказаться.
Руководителю и участникам необходимо создать такой психологический настрой в группе, чтобы благоразумный обход препятствия не воспринимался как крушение их планов в отношении похода. Не стоит доводить разногласия до конфликта. Дальнейшее движение целесообразно продолжить после того, как улягутся страсти.
Конфликт между руководителем и участником нередко возникает при ссаживании с плота слабого или недостаточно опытного плотовика на сложных участках маршрута. Иногда, наоборот, плот приходится покинуть одному из опытнейших водников для организации и проведения береговой страховки, когда группа идет на одном плоту. Чтобы не возникали обиды во время похода, руководитель должен заранее обсудить эту проблему с группой и определить, кто какие пороги идет на плоту, а какие по берегу. Если этот вопрос не был решен до похода, группа должна обсудить состав экипажа и страхующей группы с точки зрения обеспечения надежности прохождения, а недовольным следует смириться с выпавшим жребием и приложить все усилия к успешному прохождению маршрута группой.
Сложной является ситуация, когда один из участников с большим опытом и авторитетом начинает вмешиваться в дела руководителя, делает попытки изменить график или маршрут похода, настаивает на своих предложениях. В результате разногласий или ссоры с руководителем такой участник пытается при возможности уйти из группы. Руководитель, да и группа не должны оставаться в стороне, обязаны постараться найти с ним общий язык. Уход туриста ставит не только его, но и всю группу в критическое положение. Иногда группа просто не имеет права продолжать маршрут в уменьшенном против правил или ослабленном составе.
Руководитель группы должен знать, что настроение участников закономерно колеблется во время сплава от восторженного и светлого до тревожного и апатичного. Руководителю и опытным туристам следует уделять внимание уставшим и психически неустойчивым участникам, в первую очередь подверженным нервным срывам. Через определенное время, особенно в длительных походах, каждому человеку необходимо отдохнуть от общества группы, побыть одному, так как постоянное нахождение на виду у всех создает дополнительную нагрузку на психику участников.
Для стабилизации психологического климата в группе, особенно когда ситуация угнетающая, существуют разные способы. Эффективно привлечение участников к обсуждению важных вопросов. Хорошо действует перемена эмоциональных впечатлений. Например, радиальный выход в горы, проведение праздника.
При возникшей психологической несовместимости между отдельными участниками руководителю или кому-нибудь из авторитетных участников следует тактично побеседовать с каждым из них наедине, выявить причины раздора и постараться уладить конфликт. Необходимо, чтобы поссорившиеся уяснили, что разлад между ними омрачает и ухудшает настроение, портит поход всей группе. Не поладивших между собой туристов следует распределить по разным экипажам, разным палаткам, загружать работой таким образом, чтобы они меньше сталкивались друг с другом. Рекомендуется все разногласия, конфликты и раздоры разбирать только после похода. В походе же стараться не обострять отношений.