Греби

Гребь должна обладать тремя основными качествами: максимальной прочностью, минимальным весом и удобством в работе. При ее изготовлении необходимо учитывать размеры плота и численность экипажа.

Длина задней греби равняется длине плота. На коротких судах она бывает на 0,5-1 м длиннее плота. Переднюю гребь делают на 0,5-1 м короче задней. Предельный размер деревянной греби 6 м, так как с дальнейшим увеличением длины растет ее вес и затрудняется выбор необходимого строительного материала.

Металлические греби изготавливают не длиннее 5-5,5 м. Чем массивнее и тяжелее гребь, тем она прочнее. Но ее вес не должен превышать 40-50 кг. Это необходимо для того, чтобы в критической ситуации, а греби именно тогда выходят из строя, плотовик один мог заменить поврежденную гребь запасной.

Удобство, а следовательно, эффективность работы гребью, зависит от ее устойчивости, уравновешенности, величины лопасти, удобства захвата рукоятки и высоты подгребицы. Чтобы гребь не крутилась в руках, ее опорную плоскость расширяют с помощью боковых щек. Центр тяжести греби должен быть впереди опорного зуба на 4-6 см. Площадь лопасти на одного гребца при соотношении длины рукоятки и пера 1:2 составляет 10-12 дм2. В зависимости от района путешествия греби, как и плоты, изготовляют из дерева или металла. Допустимы комбинированные варианты.

Деревянная гребь. В эволюции плотовой техники греби из цельнотесаных, тяжелых и трудоемких, превратились в легкие составные (рис. 27). Цельнотесаные греби при одинаковом весе и размерах значительно уступают в прочности составным, поскольку при их изготовлении стесывают наиболее прочные наружные слои дерева.

ГРЕБИ

 

 

Для изготовления греби лучше всего подходит сухая ель, выросшая на каменистой или сухой почве. Она прочнее и легче сырого дерева такого же диаметра и длины. Гребок сухой гребью получается жестче и эффективнее. Желательно, чтобы выбранный ствол был с плотной древесиной, без гнили в середине, крупных сучков, прямой и комлистый.

Если нет сухостоя, гребь можно сделать из сырой ели, лиственницы и березы. Веретено, самую ответственную часть греби, делают из цельного ствола или составляют из двух частей. Изготовление греби из двух частей увеличивает ее прочность в самом нагруженном месте, избавляет от поиска длинного дерева нужной кондиции и устраняет необходимость в накладке или щеках, предотвращающих вращение греби. Составной ствол скрепляют 3-4 проволочными или капроновыми скрутками или деревянными клиньями с помощью «ласточкиного хвоста». Торцы обеих частей опиливают или стесывают под углом 30°, чтобы без задержек двигать по подушке подгребицы выскочившую гребь. Перед сборкой веретено ошкуривают и очищают от сучков. На греби не должно быть зарубок, иначе во время напряженной работы она поломается.

К вершине греби крепят лопасть из дюраля или титана толщиной

2-         3 мм. В случае отсутствия металла такой толщины тонкую лопасть можно сделать жестче, продавив в ней 3—4 поперечных зига (канавки) и подогнув края по периметру на 5-10 мм. Можно клепкой соединить две тонкие заготовки и надеть их на веретено греби.

Лопасти соединяют с гребью шпилечными хомутами, гайками М4, гвоздями или проволокой. Чтобы при поломке греби сохранить лопасть, ее привязывают к рукоятке тросиком или проволокой диаметром 2 мм. Отверстия в лопасти пробивают или просверливают заранее. Кромки и углы, чтобы не порезаться, закругляют напильником. Ось лопасти устанавливают параллельно оси греби. Крепить ее под углом имеет смысл только на мелководье.

При использовании на сплаве тактических вариантов: катамаран — плот — катамаран или плот — катамаран лопасти разрезают пополам на полулопасти. На эффективность гребли это не влияет, но зато у группы имеются лопасти для весел при сплаве на катамаранах.

Для ограничения веса на выходе можно обойтись без металлических лопастей, заменив их деревянными. Из сухих или сырых (легче тесать) поленьев готовят полулопасти, которые фиксируют на греби гвоздями и прочно крепят проволочной или капроновой скруткой. Без скруток полулопасти, особенно нижняя, держаться не будут.

При применении щек или накладок их торцы заостряют под углом 30°, чтобы выскочившая гребь не упиралась в стойки или подушку подгребицы при втягивании ее на плот или выдвигании.

Чтобы гребь во время работы не сдвигалась вперед, снизу перед подушкой подгребицы, на расстоянии одной трети длины греби от торца рукоятки, тремя гвоздями прибивают упорный зуб высотой 3-5 см. Иногда делают зуб с выступающим захватом длиной 15-20 см. Он страхует гребь от выбивания валами вверх. В сторону рукоятки зуб заостряется, чтобы при вытаскивании выскочившей вперед греби он не задерживался за подушку подгребицы. На простых реках, без высоких валов, захват не нужен.

На конце греби можно вытесать простую рукоятку длиной 25-30 см и диаметром 6-8 см. Для удобства выдергивания греби врезают вертикальные ручки из сухого дерева диаметром около 4 см.

При отсутствии материала на гребь необходимой длины ручку греби собирают из двух деревянных диаметром 4 см или металлических накладок с распорками, вставляют в специально приготовленные в греби пазы и закрепляют проволочными скрутками. При одинаковом росте гребцов ее можно поставить горизонтально.

Если гребь неуравновешена, снизу, как можно ближе к рукоятке, крепят проволочной или капроновой скруткой противовес из обрезка сырого тяжелого дерева, камня или мешочка, заполненного галькой с песком. Использование каменного груза, по сравнению с деревянным, уменьшает продольную длину противовеса и приводит к увеличению плеча его действия. Следовательно, вес такого противовеса будет в

1,5-      2 раза меньше.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,155 сек. | 13.96 МБ