Аварийные ситуации в путешествии на плотах всегда возникают неожиданно, хотя потенциальную опасность представляют все препятствия водного маршрута. Сложность любого препятствия на реке определяется скоростью течения, зависящей от расхода воды и уклона, топографией и протяженностью препятствия. Главным, определяющим фактором сложности является скорость воды. Чем выше уровень воды при одном и том же уклоне, тем выше скорость. С ростом скорости или повышением уровня растет и напор, сила потока. Понижение уровня воды уменьшает сложность препятствия, хотя тяжесть его преодоления может возрасти. Например, протаскивание плота по обмелевшей реке угрозы не представляет, хотя физическая нагрузка очень высока. Если посадка на камень в низкую воду означает лишь задержку, то в высокую воду это препятствие ставит команду плота в критическое положение.
В отличие от других видов туризма сложные метеорологические условия не представляют опасности, хотя иногда и ставят плотовиков в тяжелое положение. Экстремальные погодные условия усугубляют влияние других опасностей. Это может быть и резкий подъем воды, и сырые камни, и оползни, и холод.
Водные преграды можно разделить на естественные и искусственные.
Естественные препятствия — это поваленные деревья, водовороты, камни, перекаты и т. д.
Деревья, нависшие над водой, характерны для рек низших категорий, но встречаются как препятствия в верховьях «серьезных» рек. Деревья наклоняются над водой в результате подмыва навального берега. Если плот попадает под «расческу», всей команде следует улечься на палубу, иначе толстые ветки могут сильно прижать туристов к рюкзакам или подгребице.
Деревья, поваленные в воду с берега. Это препятствие опасно тем, что плот наезжает на него одним из передних углов, который приподнимается над водой. Противоположный задний угол плота притапливается и превращается в водяной парус, в результате чего плот переворачивается. При наезде на поваленное дерево надо всем переместиться на приподнятый нос, а кормовой гребью удерживать продольную ось плота по потоку, после чего, осмотревшись, принять решение о дальнейших действиях.
Затопленные деревья, коряги, топляки. Эти препятствия, как и первые, — особенность небольших речек. Они могут задержать движение, повредить воздушные камеры плота. А в половодье вешние воды могут даже опрокинуть застрявший плот с высоким центром тяжести.
Заторы из подмытых деревьев образуются при расширении русла и на перекатах во время подъема воды, когда река интенсивно подмывает берега, поросшие лесом. От них следует заранее отгрести, так как вода на таких участках проходит, не задерживаясь, как через сито. Еще лучше причалить и просмотреть с берега линию прохождения. Если все же встреча с затором неизбежна, необходимо упереться в затор одним из торцов плота и свободной гребью удерживать его в таком состоянии. Плот, особенно с большим запасом плавучести, обладает значительной остойчивостью в продольном направлении. Это позволит сойти экипажу по затору на берег и с помощью веревок подтянуть плот в безопасное место. В критической ситуации, когда плот остановится и его прижимает к затору, всем сплавщикам следует выпрыгивать на завал. Чальщики, покидая плот, по возможности должны взять с собой причальные концы, что позволит спасти плот и вещи.
Острые береговые камни встречаются, если вода разрушает берег, сложенный из плиточных пород или у осыпей. Это препятствие ожидает каркасные плоты только во время причаливания. Поэтому при остановках следует быть внимательным и выбирать безопасные места.
Протоки образуются при выполаживании (расширении) долины реки, разлившейся между островами. Обилие островов на таком участке, затрудняя ориентировку, таит в себе ловушки. Плот может оказаться на мели или перед непроходимым участком. При плавании по протокам следует держаться основной струи или идти у коренного навального берега, где собирается основная масса воды.
Спрямление русла реки случается, хотя и редко, во время весенних или дождевых паводков. Если есть протоки, этот процесс происходит незаметно. Если узкое русло реки располагается в лесистой низкой долине, то во время обильного половодья высокая вода, устремляясь через частокол деревьев, тащит туда и плоты. Такое препятствие опасно тем, что без гребного судна нельзя оказать помощь потерпевшим аварию, а самим устранить ее последствия или выбраться на сухой берег сложно. По таким местам двигаются с повышенной осторожностью, следуя вдоль выпуклых берегов и оставаясь в русле реки. Если выбраться или достать застрявший плот из затопленного леса невозможно, придется разобрать судно на плаву, сделать из него легкие салики или катамараны и выходить на них с помощью шестов. После чего в безопасном месте строить заново средство сплава.
Перекаты — это участки реки, где русло поворачивает или расширяется, в результате чего течение замедляется и образуется наносная песчаная, галечная или каменистая отмель. Глубина реки на перекате минимальная, поэтому приходится искать проходы для плота, чтобы не очутиться на мели. Проход (обычно самое глубокое место на перекате) определяют по поверхности воды. На струе она ровнее и темнее, чем на мели. Застряв на перекате, надо слезть в воду и, приподняв плот за борта, передвинуть его с помощью ваг или вручную на глубокое место. Плот на перекате разворачивают таким образом, чтобы водная парусность была наибольшей и течение помогало перемещать остановившееся судно. Этот прием особенно эффективен в узких местах и протоках.
Водовороты, воронки образуются на реках в нижнем течении и с большим расходом воды при сужении русла с неровным дном и подводными береговыми выступами. При прохождении этих препятствий ухудшается управляемость туристскими судами, особенно в большую воду. Плоты с малым запасом плавучести встают почти вертикально при засасывании в воронку носа или кормы плота. Кроме того, это одно из самых опасных препятствий для плотовика, оказавшегося за бортом. Крупные водовороты лучше миновать стороной или, проходя через них, отгребать от центра воронки.
Уловы — это омуты с регулярным круговым движением воды, возникающим при отрыве течения от берега после резкого расширения русла или перед резким сужением, когда часть потока останавливается выступающим к центру реки берегом и закручивается водоворотом. Плот, попавший в улов, долго может кружиться в нем, так как скорость основной струи выше и она заталкивает судно обратно в омут. При выходе из улова плоту следует придать ускорение поперек струи и при заходе в нее забросить корму, а затем выровнять плот по потоку.
Подводные камни при средней и низкой воде не очень опасны, хотя могут повредить камеры, порвать вязки. Обычно являются причиной только небольших задержек. Камень, выходящий близко к поверхности, всегда заявляет о себе бурунчиком или встречной волной, образующейся ниже валуна. При наезде на него в большую воду плот может перевернуться. В случае посадки плота на подводный камень экипаж должен переместиться на ту часть плота, которая на плаву и расшатывать плот гребью, в результате чего плот сползает с камня. При незначительной посадке помогают одновременные прыжки вверх всего экипажа. Плот приподнимается и постепенно сталкивается с камня течением.
Надводные камни становятся препятствием при обилии их на сильном течении. Усложняют остальные препятствия на реке, ограничивая маневр плота.
После каждого надводного камня ниже по течению образуется затишье, так называемая водяная тень. Чем крупнее камень, тем больше тень, которой могут воспользоваться плотовики, чтобы замедлить скорость плота или развернуть его. В момент прохождения кормы плота мимо камня задние гребцы делают резкий гребок в его сторону. Корма попадает в тихую воду, а струя выталкивает плот с течения. Чем ближе к камню проходит плот, тем эффективнее удается этот маневр. При развороте плота в тень забрасывают нос судна. Скорость плота можно погасить также, слегка набрасывая корму на небольшие обливные или полу обливные камни.
Обход камней — одна из стандартных ситуаций на сплаве, поэтому гребцы должны действовать автоматически без команд капитана. Эта слаженность достигается тренировкой в начале сплава. При команде, например, «обойти камень слева» плот направляют почти на камень, чуть левее. Перед препятствием носовые гребцы делают гребок влево, кормовые — вправо. Подходя правым бортом к камню, нос плота заводят вправо, корму — влево. После прохождения камня плот выравнивают и продолжают движение.
Основательная посадка плота обычно происходит на камни, едва выступающие из воды, и на подводные валуны, выходящие близко к поверхности. Если плот засел на мелком месте, можно сойти в воду и столкнуть его. На глубине, да еще на струе, посадка судна на камень может превратиться в неприятную задержку.
Самый эффективный способ снятия плота с камня — удерживание греби в воде поперек струи. Плот поворачивается и струей снимается с камня. Экипаж при этом маневре перемещается на ту сторону палубы, которая находится над водой. Помогает также раскручивание плота на камне с помощью гребей, в результате чего плот сползает с каменного бугра. Можно воспользоваться старинным способом — сооружением водяного паруса. Для этого запасную гребь (иногда с двумя-тремя рюкзаками) привязывают к плоту и опускают в воду. Рывок паруса за выступающую часть плота сдергивает или сдвигает застрявшее судно. У деревянного плота для организации водяного паруса отделяют одно из крайних бревен.
Когда попытки сняться с камня безуспешны, нужно обратиться за помощью к другому экипажу, который с берега с помощью полиспаста из системы карабинов, рычагов со схватывающими узлами или ворота из подручных материалов стянет плот с камня. При небольших подходах к реке плотовикам рекомендуется брать удобные малогабаритные монтажные полиспасты или самохваты.
Если группа, перепробовав все возможные средства, в полном составе бедствует на остановившемся посреди реки плоту, а помощи ждать не от кого, остается хорошему пловцу уходить с плота на берег. Между берегом и плотом натягивают переправу, по которой люди, а иногда и вещи, переправляются на твердую землю. После чего плот стаскивают с камней и подтягивают к берегу.
Шиверы — участки крутого падения реки, беспорядочно засоренные камнями, разбивающими речной поток. В шивере обычно нет четких сливов. Шиверы могут быть наносными из камней, принесенных рекой, и размывными, образовавшимися при размыве, например, морены. Наносные шиверы часто образуются в местах впадения крупных притоков, за островами.
При малой и средней воде в шивере преобладают надводные камни, между которыми плот лавирует по проходам и сливам. В паводок камни скрываются и струя, встречаясь с подводными валунами, образует одиночные волны-валы, иногда высотой до 3 м и более. «Пляской» этих валов и характеризуются шиверы.
Шиверы — желанные препятствия плотовиков. Чаще всего, когда камни скрыты водой, они не опасны и доставляют не только удовольствие качаться в валах, но и возможность проверить ходовые качества плота и слаженность экипажа.
Ворота из камней или скал, местное сужение русла реки — чаще всего являются ориентирами или появляются перед порогами. Иногда ими заканчивается каскад порогов или выход из ущелий. Чем уже ворота, тем больше подпор воды, высота слива за ними и тем глубже ныряет плот.
Валы — это система стоячих волн (неподвижных относительно берега), образующихся после неровностей дна, нарушающих прямолинейное движение водного потока. Чаще всего причиной образования волн являются подводные камни. На сплаве встречаются валы трех разновидностей: прямые, косые и крученые. Прямые валы образуются, когда струя наталкивается на подводный камень или гряду валунов, обходит его с боков и сверху. Часть струи, вздымающаяся вверх, образует стоячий водяной холм или пирамиду. Когда подводные камни выстраиваются на одной линии, водяные холмы сливаются воедино и получается почти сплошная волна. При длине плота более чем в два раза превышающей высоту водяного гребня это препятствие можно пройти, держа продольную ось перпендикулярно валу. Если нет необходимости в поперечном перемещении плота, лопасть передней греби поднимают, а плот ставят на вал с помощью задней греби. Малые валы плот «прошивает», по большим вздымается вверх-вниз. С дальнейшим ростом высоты вала маленькое судно будет скатываться назад с водяной горки и практически стоять на месте. В таком случае надо удержать плот носом к валу и помочь плоту водяным парусом.
В определенных условиях, когда поднимающаяся вода закручивается, образуется опасный крученый вал. Разгоняясь, он веретеном закручивает и часть потока. При встрече с таким препятствием для увеличения остойчивости плота его ось держат перпендикулярно валу.
Маневрируя в валах, надо стараться, чтобы лопасть греби не «зарылась». Для этого ее погружают в гребень вала, а не во впадину между водяными буграми.
Каждый плотовик должен помнить, что лопасть греби опускается в воду только для гребка и верхняя ее кромка погружается не более чем на
5- 10 см от поверхности. Если плот идет по ровной воде и для его управления достаточно работы кормовой греби, рукоятка носовой греби наклоняется к палубе и на нее набрасывается стременная петля.
На участках с большим уклоном и неровным дном возникает разность скоростей и направлений внутренних струй по высоте. При захвате лопасти глубинной боковой струей или косым валом (когда гребь «ведет») рукоятка ее часто сталкивает неопытных гребцов за борт. Для предотвращения схода с плота при захвате греби следует немедленно опустить рукоятку вниз до настила, чтобы лопасть вышла из воды. Этот прием должен быть отработан у каждого плотовика до автоматизма.
Водопады, славы. Водопадом называют ступень в русле, с которой почти отвесно падает вода. При углах падения воды меньше 45° их именуют сливами. Слив образуется в результате ступенчатого дна русла или при сжатии потока воротами из скал и глыб, после которых русло расширяется. Скатываясь со слива, плот может встать «свечкой» на нос, который оказывается в стоячей воде, корму же подталкивает падающая струя, стремящаяся перекинуть судно через нос. Когда на сливе струя отрывается от поверхности препятствия, происходит подсос воздуха в струю. Внизу слива образуется пенный «котел». Попав в «котел», плот сильно погружается в воду и может быть залит полностью. В «котле» действуют мощные обратные и поперечные течения, останавливающие и разворачивающие плот, отрывающие его экипаж от палубы.
В настоящее время предельная высота слива для деревянных плотов около 2 м, для каркасных — около 4 м. Слив — это одна из частей сложного препятствия порога на реке. Большие сливы, так же как и прижимы, таят самую серьезную опасность на сплаве.
Готовясь к прохождению больших сливов, следует облегчить нос плота, увеличить грузоподъемность и остойчивость за счет понтонов запасной плавучести, временно сняв ходовые гондолы с другого плота. Чтобы плот не тормозил в сливе, надо спереди развернуть гондолы вдоль судна.
Проходя препятствие, необходимо выходить на середину «языка» слива и стараться спуститься по центру, не попадая в боковые завихрения.
Перед нырком плота греби вытаскивают из погребицы до лопасти и прижимают к палубе. На сливе передним гребцам рекомендуется крепко зацепиться за плот, иначе вода смоет их за борт. Иногда нырнувший плот, ткнувшись углом в подводный камень или получив толчок от поперечной струи, начинает прямо в воде поворачиваться вокруг продольной оси. В этом случае, как только подгребицы покажутся из воды, следует резко грести в противоположную наклону сторону, и плот вновь примет горизонтальное положение.
Сход струй. На участке с крутым падением воды, обтекающей крупные надводные препятствия, или при впадении в реку мощного притока, на границе течений с разными скоростями встречающиеся потоки образуют водяной гребень, загибающийся в сторону слабого потока. Он возникает обычно во время паводка или при резком подъеме уровня и скорости воды. Плот, попадая на водяную гряду, подвергается действию противоположных течений.
Водяные «бочки». Ударяясь после слива в препятствие или углубление в ложе русла, поток разбивается, подсасывая воздух, который перемешивается с водяными струями. Чем больше скорость в сливе, тем больше толчея из пены и брызг в «бочке». Человека, попавшего в такое место, начинает крутить, как бочку, если представить ее брошенной в бешеный поток. При погружении плота после слива в «бочку» носовым гребцам надо крепко держаться за плот. Водяные «бочки» больше 1 м в диаметре сталкивают легкие плоты вбок и бьют в один из бортов. Во избежание переворота необходимо после слива быстрее браться за греби и стараться поставить продольную ось плота в радиальном направлении к «бочке».
Прижим — навал воды на отвесный берег, стоящий поперек или под некоторым углом к водному потоку при повороте реки. Внутренний выпуклый берег представляет обычно отмель, сужающую русло реки. На границе препятствия у ударяющейся в него воды образуется сложная система движения разбивающегося потока. Вода, наваливающаяся на стенку прижима, в зависимости от скорости, угла встречи и подводной топографии русла, отражается вверх, образуя отбойный вал. Но может не отражаться и уходить вниз, в глубину. Это самые неприятные препятствия на сплаве, особенно в большую воду, которая прижимает к вставшему на ее пути «шлагбауму» все, что несет с собой, в том числе и плот.
Плот хорошо минует прижим, если заходит перед ним как можно ближе к выпуклому берегу и идет не вдоль прижима, а под углом от 70 до 30° к стенке. В последний момент, когда передней гребью грести уже невозможно, корму подают к прижиму, вновь давая возможность работать носовым гребцам.
Если видно, что плот неизбежно прижмет, команде следует попытаться поставить его перпендикулярно прижиму. Для этого переднюю гребь вытаскивают на плот, а задней гребью разворачивают корму и упираются носом в стенку. Рано или поздно плот разворачивается кормой вперед, но отбойные струи уже не дают прижать его к скале. Такой маневр — прохождение прижимов «тыром» — нужно опробовать сперва на простых препятствиях.
Когда плот все же начинает прижимать к стенке (обычно днищем), следует взобраться на поднимающийся борт, чтобы препятствовать опрокидыванию судна.
Пороги — препятствие для сплава, характеризуемое увеличенным перепадом высоты, возросшей скоростью течения, изменением направления потока, выходами коренных пород или каменных глыб. Прорываясь через хребты, лавовые потоки, обвалы и селевые выносы, неравномерно разрушая и размывая коренную породу, река создает пороги, где резкие сужения русла, беспорядочное расположение в нем валунов и скальных пород образуют ступени — сливы или их систему различной протяженности. Перед порогом — естественной плотиной, подпружающей реку, течение обычно замедляется, и иногда образуются спокойные плесы.
Настоящие пороги начинаются на реках III к. с. Такие пороги однозначны и просты в топографии. Они дают возможность водникам почувствовать вкус настоящей борьбы с водной стихией.
«Щеки» — сибирское название скального сужения русла реки на значительном протяжении. Ввиду неоднородности размываемой породы и обвалов скальных берегов, «щеки» представляют собой каскад порогов, прижимов и водоворотов.
Сложность прохождения «щек» заключается иногда не столько в значительности находящихся в них порогов, сколько в невозможности спуска к воде по высоким скальным берегам для проведения разведки и организации надежной страховки.
Каньоны — участки реки, где вода проходит в скальном коридоре с отвесными стенками. Если ниже каньона подпор, то вода в скальном сужении спокойна. При большой протяженности каньона и значительном перепаде высот он превращается в сложнейшую цепь иногда непроходимых порогов.
Ледяные забереги, заторы, невскрывшиеся участки рек характерны для сплава в межсезонье. Лед на берегу, особенно в верховьях рек, делает эти участки похожими на каньоны, в которых нет возможности причалить в ледяном коридоре. При расширении долины и русла реки в верховьях, образовании проток всегда образуются ледяные заторы. В межсезонье, в период ледохода, не следует начинать сплав в мелководных верховьях. Хотя лед и тронулся, но это не половодье на равнине, поэтому можно застрять перед невскрывшимися участками и ледяными заторами.
Сплавляясь в межсезонье, сразу же после вскрытия реки, нельзя останавливаться у навального наружного берега. Лед, идущий сверху, может сорвать или повредить плоты. Если плывущий плот оказался в окружении льдин, следует выбираться и причаливать к выпуклому внутреннему берегу, чтобы переждать ледоход.
Искусственные препятствия — сваи мостов, мосты, тросы, устройства для сплава леса.
Сваи разрушенных мостов, строительный мусор под водой опасны из-за посадки на них или прорыва воздушных емкостей. Подходить к остаткам мостостроительной деятельности следует осторожно, особенно при зачаливании.
Подводные и надводные тросы встречаются в местах паромных и люлечных переправ (как бывших, так и действующих). На лоциях известных рек эти места обозначены. Однако при прохождении вблизи поселков сплавщикам надо быть внимательными.
Мосты бывают подвесные и на опорах. Эти сооружения представляют опасность в паводки, когда просвет между водой и настилом моста может оказаться недостаточным для прохождения плота. Перед низким мостом необходимо пристать, оценить расстояние между ним и уровнем воды, определить путь прохода и направления струи. Иногда в паводок, когда плот не проходит под мостом, приходится обносить его или загружать палубу камнями для увеличения осадки плота. Можно частично спустить воздух из баллонов. Для сохранения остойчивости балласт равномерно раскладывают по бортам плота и сбрасывают в воду после прохождения под мостом.
На некоторых реках Урала и Сибири во время весеннего половодья сплавляют лес. Плот, попадая между беспорядочно плывущими бревнами, частично теряет управляемость, и экипаж не может быстро маневрировать. Но самое неприятное — образующиеся на мелях, протоках и поворотах заторы из бревен. Перед затором следует остановиться и сделать разведку, после чего провести плот намеченным путем или обнести его по берегу.
Для остановки плывущих бревен или направления их в нужную сторону устраиваются запани, боны и ряжевые стенки. Они угрожают плоту прорывом камер и переворачиванием в случае прижатия к этим надводным заграждениям. Во время сплава надо держаться от них подальше.
Искусственные пороги образуются в результате взрывных работ при строительстве или отсыпке дорог вдоль реки и наведении мостов. Отличаются от природных только тем, что кроме обломков скал, глыбы и камни не сглажены водой. Надо остерегаться повреждения ими мягких оболочек плота.