Усложнение водных маршрутов и возрастание требований безопасности путешествий постоянно стимулируют совершенствование конструкций плотов, которое может вестись в следующих направлениях: повышение остойчивости, уменьшение веса, увеличение плавучести и маневренности, обеспечение необходимой прочности, наличие средств страховки и самостраховки на плоту, применение новых материалов при изготовлении плотов, совершенствование конструкций узлов плота, расширение тактических возможностей за счет изменяемости и универсальности конструкции, многократное использование плота и облегчение его доставки к месту сплава.
Каркасные плоты подразделяются на камерные и понтонные. Они бывают двух видов: с плоской рамой и сплошным настилом, в этом случае воздушные емкости крепятся под каркасом (рис. 9), и с ячеистым каркасом — здесь понтоны вкладываются и закрепляются внутри отверстий рамы на определенном уровне (рис. 10).
С целью понижения центра тяжести на плоту с поперечными гондолами можно использовать подвесные площадки для гребцов. Площадки делаются в виде каркаса, на который натягивают капроновую сеть или устанавливают настил из жердей. Площадки крепят к каркасу плота деревянными стойками или с помощью стропы. Опускают площадки на радиус гондолы. Лонжероны по бортам для прочности делаются двойными в виде ферм. При этом подгребица понижается примерно на 30 см, упрощается ее конструкция, возможен вариант штыревой подгребицы. Гребцы на подвесной площадке в валах могут коленями опираться на гондолы спереди или садиться на расположенные позади.
Каркасные плоты значительно легче и маневреннее деревянных, обладают большей плавучестью и широкими тактическими возможностями на сплаве.
Деревянная рама связывается из продольных элементов — лонжеронов и поперечных — ронжин (рис. 9).
Для профильных элементов рамы плота подбирают прогонистые жерди, у которых разница между комлем и вершиной незначительна. Древесина, имеющая прелую сердцевину желтого или светло-коричневого цвета, на раму не годится. Если нет сухостоя, раму делают из сырого дерева (ель, лиственница, береза). Плот с такой рамой легко деформируется, хорошо огибает валы и выходит из сливов. Но гибкая и длинная сырая рама на косом или крученом валу может свернуться пропеллером.
Ронжины вырубают из жердей средним диаметром 8 см. Лонжероны в комле — до 10-12 см. По бортам их делают двойными для придания необходимой прочности (особенно при сетчатом или поперечном настиле) и скрепляют между собой в вертикальной плоскости, чтобы увеличить момент сопротивления сечения.
Для жесткости рамы устанавливают два раскоса диаметром около
8 см. При сборке узлов каркаса необходимо, чтобы концы лонжеронов, ронжин и элементов подгребиц выступали за габариты плота на 10 см, иначе рама может развалиться от ударов о препятствия.
Узлы каркаса можно фиксировать в нескольких местах гвоздями, после чего их крепят проволочными или капроновыми скрутками. Металлическое крепление проще, крепче и надежнее. Оно делается из двойной мягкой проволоки диаметром 3-4 мм. Лучше всего подходит телеграфная или сварочная проволока для соединения нелегированных сталей. Эти марки проволок уже готовы к употреблению.
При использовании сталистой негнущейся проволоки ее перед употреблением кладут в костер, нагревают докрасна и медленно охлаждают. Проволока отожжется и станет мягкой. Порядок сборки узлов рамы с помощью проволочной телеграфной скрутки показан на рис. 11. Этот способ — самый надежный при строительстве плотов. Для того чтобы проволока не рвалась от натяжения, следует делать минимальную схватывающую петлю (в узле должно быть не более 2-3 витков). Элементы каркаса дополнительно стягиваются за счет скручивания проволок между собой. Во время ударов рамы о препятствия или когда узлы разбалтываются при аварии проволока подтягивается дополнительным скручиванием.
При ограничении выходного веса рюкзаков, при больших пеших подходах к реке, перестройке плотов в катамараны и наоборот, повторном строительстве плотов на маршрутах с обходом непроходимых препятствий применяют скрутку из многократно используемой капроновой ленты или шнура сечением 10-15 мм* (рис. 12). Вокруг стягиваемого узла вяжут удавочную петлю с использованием в качестве рычага палки диаметром 3—4 см и длиной 15-20 см. После закручивания на 1,5-2 оборота (дальше бесполезно, капрон в узле скрутки будет рваться) деревянный рычаг фиксируют на одном из элементов рамы тонким шнурком.
Узлы рамы по периметру и подгребицы вяжут с помощью скрутки. Остальные узлы стягивают, как показано на рис. 13. На стяжки идет капроновый шнур или тесьма сечением около 3-4 мм2. Хлопчатобумажную тесьму перед использованием сначала смачивают в воде, так как сырой материал растягивается меньше.
После сборки рамы и подгребицы, на палубу натягивают настильную сетку из трала, капронового или полиэтиленового шнура диаметром
2,5- 3 мм, сшитой парашютной стропы. Сетку делают с ячейками от 30×30 до 50×50 мм, чтобы нога не проваливалась. Можно использовать капроновую техническую ткань толщиной 0,5 мм или толстый брезент.
Матерчатый настил с пришитыми петлями для его натяжения обшивают по периметру капроновой стропой. Чтобы вода быстро стекала с палубы при прохождении валов, в настиле делают отверстия размером 40×40 мм. Несмотря на простоту изготовления и использования, сплошной настил не рекомендуется применять во время прохождения сложных водных маршрутов ввиду большой парусности палубы, это снижает остойчивость и препятствует всплытию плота после нырков.
Можно обойтись и деревянным настилом, хотя эта работа отнимает много времени при строительстве плота. Деревянный настил делают продольным или поперечным из сухих тонких жердей с минимальным диаметром 3 см. Поперечный настил выполнить проще, особенно если недостаточно строительного материала. Но плот с продольным настилом обладает прочностью, достаточной для любой экстремальной ситуации, так как сопротивляется поперечному излому. Для путешествий на простых реках настил можно прибивать гвоздями, на сложных — вязать киперной лентой или капроновой тесьмой. В районах, где нет леса, для настила применяют коврики из ивняка, связанного киперной лентой.
Сооружая плоский понтонный или камерный плот для сплава по сложным рекам, из двух средних гондол можно собрать страховочный катамаран и закрепить его под рамой плота. Этот катамаран используют с целью страховки с воды или запуска кораблика для принудительной чалки во время прохождения препятствия другим плотом группы. Такая конструкция плота упрощает действия экипажа при перевороте. Забравшись на перевернутый плот, отвязав катамаран и аварийные весла к нему, команда катамарана в зависимости от обстановки может буксировать плот к берегу или, опередив плот по течению, выйти с чалкой на берег. В критической ситуации, когда необходимо покинуть перевернутое судно, на этом катамаране можно эвакуировать весь экипаж плота.
С ростом диаметра гондол увеличиваются плавучесть плота и высота палубы плоских плотов. При грузоподъемности около 3 т на плоту достаточно закрепить на раме только подушку подгребицы.
Постоянный уровень остойчивости плота обеспечивают понтоны, если они секционированы или накачены до давления, превышающего 0,1 атм. Если применяемые гондолы не секционированы, при крене плота воздух в спущенной гондоле будет устремляться в верхнюю часть камеры, что приведет к перевороту плота. Подвязывая их, следует предусмотреть периодическую подтяжку гондол посередине для создания в них давления.
На сложных реках для увеличения остойчивости следует строить ячеистый плот с пониженным центром тяжести и меньшей площадью настила (рис. 10). Рамы ячеистого и плоскопалубного плотов конструктивно почти не отличаются друг от друга. Ячеистый плот, по сравнению с плоским на поперечных гондолах, значительно остойчивее за счет снижения центра тяжести.
В очень сложных порогах для повышения остойчивости плота по бортам укрепляют понтоны запасной плавучести длиной от 4 до 6 м емкостью 1000-1500 л каждый. При нырке плота или плавании в аэрированном потоке происходит стабилизация горизонтального положения плота. Он быстро всплывает в пенных ямах. Кроме того, бортовые гондолы и система их привязки образуют своеобразную коробку высотой до 0,5-0,6 м. Это сильно уменьшает вероятность смыва гребцов при нырках плота.
Если надувные емкости отсутствуют, на реках с малым и средним расходом воды можно использовать спасательные надувные плоты большой грузоподъемности типа ПСН, СП, НДЛ и др. Такие надувные суда служат плотовикам в качестве понтонов и освобождают от хлопот по изготовлению настила. На рис. 14 представлена конструкция плота на базе ПСН-10 с деревянным каркасом.
Для смягчения ударов о камни баллоны должны выступать за габариты рамы на 15-25 см. Каркас плота завершают две горьковские подгребицы из жердей диаметром 6 см. Ввиду ограниченной площади плота их иногда наклоняют наружу или устанавливают выносные саянские подгребицы, высоту которых выбирают так, чтобы можно было грести стоя. На простых реках подгребицы спускают для работы сидя на баллонах.
Накачанный на три четверти объема ПСН притягивают к раме сеточным бандажом из капронового шнура или плоского фала. Бандаж, схватывающий днище плота, служит также страховочным приспособлением для удержания экипажа на перевернутом плоту. По бортам, всему периметру плота к бандажу свободными петлями из репшнура крепится страховочный леер, за который можно схватиться, очутившись в воде.
Окончательное накачивание баллонов воздухом производится на воде или непосредственно перед спуском на воду. Чтобы неразгерметизировать швы, нельзя держать плот в надутом состоянии на берегу в солнечную погоду.
Греби из-за малой длины можно сделать упрощенной формы. Размеры задней — по длине плота, передней и запасной — на 30-50 см короче. Запасную гребь привязывают в двух местах у любого борта или по оси плота лопастью вперед. Для предохранения днища от повреждения при сплаве по мелководью снизу надевают чехол из прорезиненной ткани или брезента. На случай аварии или переворота под подгребицами привязывают два весла.
Весь груз укладывают на дно под наружный слой тента. Под рукой должен находиться насос для подкачки баллонов и черпак для воды.
Предельные возможности безопасного сплава на таких плотах — горно-таежные реки IV к. с. в малую воду.
Если при прохождении сложных порогов в паводок, с огромным расходом воды, остойчивости и устойчивости плота недостаточно, чтобы пройти препятствие, плоты связывают между собой или подвязывают к ним снизу балласт.
Если стыкуют два плота, их соединяют между собой бортами дополнительными поперечинами, но в случае преодоления узких и высоких сливов плоты связывают нос с носом и укрепляют продольными бревнами и жердями на всю длину плотов.
При стыковке трех плотов один из них устанавливают впереди и два сзади. Как поперечные, так и продольные бревна, или толстые жерди крепят на всю длину и ширину общего става. Такой плот имеет значительную остойчивость. Но прежде чем отплывать, следует отработать синхронность работы гребями.
Все рюкзаки и вещи должны быть закреплены на плоту так, чтобы они остались в сохранности даже при перевороте. У каждого предмета должно быть свое место на палубе и свои вязочные концы на раме плота. При прохождении порога без груза топоры оставляют на плоту. Их привязывают в чехлах: один у передней, другой у задней подгребиц. На деревянных плотах топоры втыкают в бревна.
Не рекомендуется увязывать груз в центре плота или устраивать посередине палубы багажник для вещей, чтобы их не заливала вода. Такое расположение груза снижает остойчивость плота, загромождает палубу, при перевороте не позволит достать понадобившийся рюкзак. Палуба должна быть свободной, так как приходится вытаскивать греби, вставлять запасные, перемещаться по плоту для помощи другим членам экипажа. Во время прохождения порогов на плоту не должно быть ничего лишнего. Это относится, например, к мачтам с флагами и вымпелами. Они допустимы на спокойных реках, но становятся досадной помехой в аварийной ситуации. Рекомендуется вешать флаг на тонком гибком прутике где-нибудь у задней подгребицы.
Для чалки плотов используют основную капроновую веревку или плоские капроновые фалы сечением не менее 75 мм2. Они не скручиваются и удобны в обращении. Основную чалку длиной 25-30 м крепят на корме, вспомогательную длиной 15-20 м — на носу. Для принудительного причаливания на сложных маршрутах на плоту надо иметь дополнительные чалочные веревки.
В связи с тем, что синтетические веревки подвержены старению, по техническим условиям предусмотрен двухлетний срок их службы для походов, после чего веревки могут быть использованы только для учебной работы.
Чалочная веревка должна выдерживать усилие в 800-1000 кг. Поэтому перед походом старые или вызывающие сомнение веревки испытываются на прочность. Сделать это можно на любом предприятии, где есть подъемный или мостовой краны грузоподъемностью более 1 т. Если веревка не порвется при плавном подъеме груза весом в 1000 кг, ее можно использовать для чалки. Необходимо помнить, что прочность веревки уменьшают (до 40 %) узлы.
Чалку на каркасном плоту закрепляют в двух-трех узлах рамы. Причем крайний узел вяжется на удавку, так как в этом узле веревка меньше всего теряет прочность. Если закрепить чалочный конец только на крайней ронжине, при ее поломке плот окажется без чалки. В сложных походах чалочный конец пропускают зигзагами через всю длину плота. Проходящие над настилом участки веревки используют для самостраховки.
На плоту чалку укладывают в бухту диаметром 40-50 см (чем больше диаметр бухты, тем меньше путается веревка) и надевают на выступающую часть подгребицы или специальный кол. Чтобы бухту не смыло водой, ее подвязывают постоянным шнуром или притягивают резиновым кольцом к раскосам или другим деталям подгребицы.
Для быстрого и надежного выбирания чалки делают различные приспособления. Например, укладывают веревку в резиновые зажимы, мешки, чалочные кольца, клетки, наматывают на круглый чурбак (рис. 15, 16). Крепление и укладка производятся таким образом, чтобы чалку можно было достать с перевернутого плота.