Подгребица — среднее промежуточное звено механической системы плота, через которое ему передается движущая сила, приложенная к греби. От подгребицы требуются прочность, жесткость и удобство работы гребью. Жесткость подгребицы необходима для быстрейшей передачи усилия от греби к плоту.
Подгребицы могут быть вилочными (гребь помещают между стойками подгребиц) и штыревыми (гребь надевают сверху на стойку). Штыревые технологичнее, проще и удобнее в работе, но не позволяют быстро вытянуть гребь на плот и вставить ее обратно в сложных условиях, поэтому чаще всего применяют вилочные.
У подгребицы должны быть регулируемая высота, верхний ограничитель от выскакивания греби и должен отсутствовать лишний люфт. Всем этим требованиям удовлетворяют различные модификации горьковской подгребицы, конструктивно состоящей из треугольников жесткости (рис. 21).
Расстояние между стойками подгребицы зависит от ширины опорной части греби и устанавливается таким образом, чтобы при захвате лопасти поперечной струей или валом ручка греби не вытолкнула гребца за борт. Для этого достаточно, чтобы рукоятка не доходила до бортового габарита палубы плота 40 см (рис. 22).
Высота рукоятки греби при опущенной в воду лопасти должна быть на 5-10 см ниже уровня сосков на груди гребцов. Только при этом стоящие сбоку от греби плотовики смогут эффективно использовать свои силы.
Чтобы гребь не вышибло волной из подгребицы, стойки подгребицы соединяют сверху репшнуром или капроновой стропой на высоте, не препятствующей вытаскиванию греби с лопастью на плот. Иногда выход греби вверх ограничивают удлиненными упорами подгребицы, которые жестко соединяют между собой, но это усложняет подгребицу и увеличивает ее высоту.
Подгребицы на длинных каркасных плотах иногда устанавливают не по торцам плота, а на второй ронжине от края. Передняя поперечина служит буфером, предохраняющим подгребицу от поломок при наезде на препятствия.
Конструкции металлических подгребиц принципиально не отличаются от деревянных. Их различные модификации зависят от имеющегося материала и технической базы для изготовления плотов.
На рис. 23 приводится вариант подгребицы из уголка. Для удобства гребли в таких подгребицах применяют деревянные накладки на стойки и подушку. При невозможности использовать дерево уголки стоек меняют местами, а подушку переворачивают полкой наверх. На металлических стойках возможна установка пластин, ограничивающих перемещение греби вверх.
При прохождении сложных рек плоты рекомендуется оснащать аварийными подгребицами на случай переворота. Такое приспособление на плоту с поперечными гондолами представляет из себя плоскую подгребицу без раскосов, но с основанием (рис. 24).
Все детали делают из сухих жердей диаметром 5-6 см. Узлы крепят проволочными скрутками. Основание диаметром 8-10 см, являющееся осью вращения аварийного приспособления, соединяют с лонжеронами двумя капроновыми петлями.
Вокруг стоек и подушки наматывают и привязывают кусок репшнура или капронового фала с небольшими петлями на концах. Высоту подушки подгребицы устанавливают примерно с расчетом погружения перевернутого плота. Подгребицу подвязывают к настилу двумя вязками из киперной ленты или стропы.
Выбравшись при аварии на перевернутый плот, подгребицу устанавливают в вертикальное положение, при этом вязки, притягивающие их к настилу, развязывают или разрезают. Репшнур, намотанный на стойках, распускают, одним концом с помощью петли цепляют за крайнюю ронжину или вязку гондолы, а вторым концом прикрепляют к средней ронжине, образуя растяжки для фиксации подгребицы в вертикальном положении. На понтонном плоту с большой грузоподъемностью можно обойтись без запасных подгребиц, предусмотрев на чехлах гондол петли из строп, куда можно установить греби в аварийной ситуации (рис. 25).
Для аварийных подгребиц на металлическом плоту ввиду жесткости соединений можно обойтись ограниченным числом деталей. Представленная на рис. 26 штыревая подгребица состоит из двух упоров (труба диаметром 40*3 мм), подушки (пластина толщиной 6-8 мм) и вертикального стакана, на который надевают гребь. Сплющенные и загнутые наконечники упоров из тонкостенной трубы соединяют с бортовыми лонжеронами двумя болтами Ml0, образующими горизонтальную ось, вокруг которой поворачивается запасная подгребица. Все ее детали соединяют болтами М8. При установке подгребицы в вертикальной плоскости используют веревочную растяжку.
Хотя аварийная подгребица — сложное приспособление, увеличивающее трудоемкость изготовления плота, ее применение является эффективным способом самостраховки экипажа, попавшего в аварию. Особенно необходимо использовать такие устройства группам, сплавляющимся на одном плоту.