Швартовка и отчаливание

Швартовка, несмотря на кажущуюся простоту, один из сложных разделов техники сплава, требующий тщательного освоения и отработки. Неумение зачалить плот приводит не только к купанию чальщиков и травмам, но может явиться и причиной катастрофы.

На каждом плоту имеются два причальных конца и два чальщика — носовой и кормовой. Швартовка производится, как правило, с кормы. Передняя чалка используется в аварийных ситуациях и на стоянках.

На участках рек с большим падением легко пристать в водяной тени за камнем или береговым выступом, у берега со стоячей водой или обратным течением. При скорости воды меньше 2 км/ч плот нетрудно удержать и зачалить одному человеку. Но чем больше скорость воды, тем труднее и не всегда возможно остановиться у берега. Хотя опытная команда может задержать плот почти в любом месте.

Перед отплытием капитан плота должен объяснить каждому матросу его действия при экстренном зачаливании. Если экипаж впервые плывет в таком составе, то нужно провести тренировку прямо на берегу.

Для того чтобы причаливание в любых условиях проходило четко, надо соблюдать несколько простых правил швартовки:

— перед тем, как смотать и уложить веревку на плот, ее следует раскрутить, чтобы при зачаливании она не запутывалась;

—     перед швартовкой чальщик должен так приготовить веревку, чтобы, натянувшись с берега, она не легла поверх греби и не зацепила за что- нибудь на плоту. Неправильно сложенная веревка может помешать управлению плота во время швартовки, зацепиться за что-нибудь, ударить спружинившей тетивой одного из гребцов;

—    при зачаливании гребцы подбивают корму к берегу, а нос от берега, пока плот не остановится. Когда зачаливание производится носовой чалкой (например, на обратном течении), нос подтягивают к берегу, а корму отводят от берега. При таком маневре плот становится под острым углом к направлению течения, которое прижимает судно к берегу, в результате чего плот подтормаживает и причаливает. Если при причаливании нос упрется в берег, то струя отведет корму на течение и удержать плот, поставленный поперек быстрого потока, будет крайне трудно;

—    чальщик сходит с плота только лицом вперед по направлению к течению у берега;

—    чальщик, готовясь к швартовке, становится лицом вниз по течению и держит веревку перед собой таким образом, чтобы при сходе на берег натянутый конец оказался впереди него (ниже по течению). Иначе натянутая веревка может опрокинуть или прижать чальщика к береговым выступам или дереву, так как плот некоторое время еще продолжает двигаться;

—      чальщик не должен прыгать с плота в воду. Нужно спокойно и быстро сойти на берег. Всякая суета и прыжки в воду обычно приводят к срыву надежного причаливания;

—    веревку обматывают вокруг причального предмета один раз и перегибают через основной конец. Затем после остановки плота накладывают еще одно кольцо и завязывают узел. На быстром течении для гашения силы рывка следует стравливать часть чалочной веревки;

—    добираться до берега с причальным концом вплавь или выбрасывать его на берег для приема страхующими можно только в крайнем случае, когда другого выхода нет и плот проходит мимо последней точки причаливания.

Для причаливания плота прежде всего надо выбрать ровный невысокий берег с деревом или удобным камнем недалеко от воды или низкий берег, на который плот можно вытащить. На берегу не должно быть зарослей из кустов, мешающих причаливанию, затопленных деревьев и острых камней, которые повредят надувные емкости. Приблизившись к берегу, за 10-15 м до остановки, капитан командует: «Чалку!». Основной чальщик достает уложенную веревку и встает лицом вперед на причальном борту у задней подгребицы. Чем больше скорость течения, тем больше веревки готовится для причаливания. Эта веревка распускается, пока чальщик закрепит конец на берегу. Когда расстояние до берега не больше, чем 0,5 м, или когда корма плота касается дна, чальщик сходит на землю и устремляется вперед к заранее намеченной причальной опоре. Вслед за чальщиком на берег выскакивают по очереди кормовой и носовой гребцы и удерживают плот за веревку, если это необходимо, пока чальщик привязывает ее на берегу. На быстром течении плот должен держать весь экипаж, кроме одного носового гребца, работающего гребью от берега.

Иногда на быстрине применяют более сложный, но надежный способ причаливания — швартовку «тыром» или с разворотом, при котором носовая часть плота утыкается в берег и водный поток разворачивает плот вокруг носа. В это время носовой чальщик крепит чалку на берегу. Действия экипажа такие же, как во время обычной швартовки.

При швартовке легкого плота к низкому берегу эффективен способ причаливания «рывком». Подходя к берегу, весь экипаж смещается на противоположный борт. Следует сильный гребок кормовой греби на прибрежные камни. После чего два-три члена экипажа, спрыгнувшие с кормы и ухватившиеся за борт, рывком падают на спину, закидывая на себя плот.

Если глубина небольшая, можно притормозить плот, причаливая на быстротоке с помощью ваги, которая опускается под плот на корме перед одной из поперечин рамы.

Вага — универсальный инструмент плотовика. К лесистому берегу можно причаливать на быстрой воде, используя короткую чалку, заканчивающуюся вагой. Узел на ваге крепится в 20-30 см от одного из ее концов. Во время швартовки плотовик, держа вагу за длинный конец, выскакивает на берег и упирает жердь в любое дерево, выступ или камень, пользуясь ею, как рычагом.

Опасно и ненадежно использовать для остановки плота деревянную или металлическую кошку-якорь, забрасываемую на сучки береговых деревьев. Опасность заключается в том, что плохо зацепившийся якорь возвращается на плот бумерангом. Капроновые веревки, применяемые на сплаве, при больших усилиях ведут себя как натянутая резина.

Причалив на струе, надо вытащить плот на берег. Плот с небольшим запасом плавучести, зачаленный длинной веревкой, может притапливаться с кормы.

Хотя отчаливание, по сравнению со швартовкой, обычно проще, тем не менее это тоже ответственный момент плотовой техники. Во время подготовки команды к отплытию капитан осматривает состояние плота: подгребиц, гребей, надувных емкостей, проверяет крепление груза, запасных гребей и ваг. На палубе не должно быть незакрепленных предметов: все надо привязать с расчетом на мощь воды.

В момент отчаливания члены экипажа за веревку или раму удерживают плот. Капитан и носовой гребец выдвигают греби. Чальщик сматывает и упаковывает веревку, после чего все прыгают на плот и встают на свои места. Удобно отчаливать, когда плот находится на мели или частично вытащен на берег. Можно спокойно раскрутить и смотать чалку. А столкнуть плот с мелкого места нетрудно. Следует избегать большой траты сил при отчаливании перед прохождением сложных и ответственных участков. Перед порогами необходимо успеть без напряжения догрести до точки входа в порог. Если с места остановки плота невозможно без большой траты сил подойти к препятствию в запланированной точке, надо оттащить плот вверх по течению на нужное расстояние и только после отдыха пускаться в путь.

Иногда при отчаливании на глубоком и быстром течении от неудобного (например, высокого) берега плот зачаливают еще одной дополнительной веревкой. После сматывания и укладки основных чалок экипаж занимает свои места, чальщик одним рывком развязывает узел вспомогательного причального конца, и плот отходит, оставляя веревку на берегу.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,126 сек. | 13.9 МБ