На сливе или в валах порога может случиться так, что часть экипажа будет смыта с плота. При неумелой швартовке или остановке плота в критических ситуациях на нем могут остаться два-три человека или даже один капитан.
Три человека хотя и неполный, но вполне достаточный экипаж. Двоим надо встать за греби, третьему отвечать за чалку и приходить в трудную минуту на помощь одному из гребцов.
Когда на плоту остаются двое, перед подходом к берегу готовят чалочные концы, чтобы их можно было использовать без задержки. Задний гребец прижимает корму к берегу, а передний занимается причаливанием. Если экипаж оказался в меньшинстве после неудачного причаливания перед сложным препятствием, рекомендуется избрать безопасный путь выхода на берег и отказаться от экстремального преодоления сложного порога вдвоем или в одиночку.
Не допускается оставлять на плоту одного человека. Если это произошло при швартовке, один из чальщиков должен броситься вплавь за судном.
При управлении плотом в одиночку прежде всего следует втянуть на палубу переднюю гребь, чтобы ее не выбило и она не болталась в подгребице. Затем с помощью задней греби постараться выйти из струи, повернув нос или корму к берегу. Если у плота продольное сопротивление меньше поперечного (например, при расположении гондол по бортам), его разворачивают носом к берегу. При поперечном расположении гондол к берегу направляют корму. Важно сделать так, чтобы камеры плота под напором воды действовали как паруса и перемещали плот в нужном направлении. После выхода из струи остается посадить плот на мель или камни, попасть в улов или обратное течение, а затем дождаться свой экипаж.
При неудачных попытках остановить плот перед сложным и опасным порогом необходимо бросить плот и выбираться вплавь на берег. Если обстоятельства позволяют, следует разрезать крепежные вязки или отцепить один из рюкзаков, грузовую упаковку с палаткой, продуктами, чтобы использовать их вместо поплавка и обеспечить группу самым необходимым на ближайшее время.
Падение плотовика в воду следует расценивать как аварию. Оснащенные спасательными средствами люди могут погибнуть даже на простых реках из-за растерянности, страха и неумения бороться за свою жизнь.
Причины падения с плота разнообразны. Это отсутствие страховочной оснастки на палубе, торопливая швартовка, потеря равновесия, неправильное положение гребцов по отношению к течению, несогласованность действий экипажа, сталкивание гребца гребью, лопасть которой захвачена валом, смыв плотовика напором воды.
Когда палуба плота не скрыта водой, сплавщик падает в воду рядом с плотом. В момент падения надо постараться уцепиться за борт, полностью окунуться в воду и сделать ногами энергичные плавательные движения. Поднявшись над палубой на вытянутых руках, закидывают ногу на плот. Находящиеся на плоту члены команды должны помочь встать на ноги.
Редко, но случается, что находящегося в воде человека струя заталкивает под плот. В этом случае экипаж должен отгрести в сторону и помочь пострадавшему вылезти на палубу. Если находящийся за бортом не может дотянуться до судна, его подтягивают к плоту, протянув вагу, гребь или бросив закрепленный за плот спасательный круг. Оказавшись в воде, важно разобраться в ситуации. Если река позволяет, надо плыть к плоту. Если же впереди есть сложное препятствие, а плот не догнать, пловцу следует выбираться на берег. При отсутствии такой возможности надо постараться попасть в водяную тень или вылезти на любой надводный камень. Здесь можно дождаться помощи товарищей с берега или, собравшись с силами, добраться до земли самостоятельно.
В шивере или пороге плыть бесполезно, так как скорость струи больше скорости любого пловца. Вода, обходя препятствия, обносит и человека. Держаться на валах или в бурном потоке следует только сидя в воде ногами вперед, выставив руки перед собой в стороны.
Основные опасности при плавании в бурной воде — это сбои дыхания, удары о камни и переохлаждение. Поэтому ритм дыхания нужно привести в соответствие с чередованием валов. Если дышать мешают брызги, надо прикрыть лицо ладонями, или на время вдоха поворачиваться к ним спиной, или по возможности поднырнуть и вынырнуть на «гладкую» воду.
Если затянуло в воду, не надо стараться тут же выкарабкаться наверх. Это бесполезно. Рекомендуется поддаться воде, открыть глаза и, не спеша, грести руками туда, куда тянет течение. Как только удастся почувствовать, что начинает действовать подъемная сила, следует выбираться наверх. При этом надо знать, что, открыв клапан надувного
жилета и вставив его в рот, можно за счет этого воздуха продержаться от 20 до 100 секунд.
Находясь в пенной воде, не следует тратить силы, чтобы постоянно держаться на поверхности, а выныривать только для вдоха.
Самое неприятное при «молевом сплаве» на порожистых участках — это сливы и последующие за ними «бочки». Выезжая на гребень слива ногами вперед, делают большой вдох и задерживают дыхание. В конце слива наклоняются вперед, чтобы падающий поток не ударил по голове, при погружении выпрямляются и напрягают тело, чтобы прорезать встречный вал и оказаться вне «бочки».
Если водоворот в «бочке» не выпускает из своих «объятий» и крутит у поверхности, частично выпускают воздух из жилета, чтобы опуститься на дно и вырваться из водяной кутерьмы.
Для оказания помощи травмированному сплавщику один из членов экипажа, пристегнувшись к репшнуру, должен вплавь добраться до пострадавшего. На спокойных участках можно плыть без страховки, а затем принять брошенный с плота спасательный круг. С помощью веревки обоих участников подтаскивают к плоту.