Когда вы, поставив корзину, режете маслята, а сбоку сюда же держит путь другой сборщик, вы не видите в нем конкурента. Пожалуйста, пусть собирает, не жалко! Всем хватит. Вы альтруист.
Но вот вы кружитесь в редких старых березах, успели уже подобрать две-три семейки молоденьких белячков… Нет-нет да заглянете в корзину, полюбуетесь: «Хороши!»… Надо тут задержаться, поискать еще… Страсть обуяла, грибы-то какие! Лесной клад…
И в этот момент улыбка слетает с лица, вы хмуритесь… Тихими шагами направляется со стороны, видимо, опытный сборщик белых грибов… Он не спешит, но явно приближается к вашему месту… В отчаянии вы думаете об этой встрече. «Все мои грибы, мол, теперь соберет…» Вот это уже философия эгоиста.
Равнодушие сопутствует сборщику маслят. Не спеша, бесстрастно, срезает он липкие шляпки. Понимает, конечно, тоже грибы, да еще хорошие, берет, пригодятся в хозяйстве. А жадности на них никакой.
Класть в корзину маслята— это проза грибника. Собирать белые — это лесная поэзия!
…Веерные папоротники, хвоевидные кустики вереска, моховые кочки заслоняют от глаз грибника боровики. Беглый взгляд ничего не дает, шагнешь, а он тут и есть, выглядывает из седины исландского моха-лишайника каштановая шляпка, еще бы шаг и раздавил. Вот тайна сбора белых, спортивный азарт, волнение страсти грибника. Один взял, другой стоит дожидается. Какая отрада!
…Никто никогда заранее не знает, где ему попадется гриб,,. Это волнующая тайна природы, в ней прелесть сюрприза. Находка несаженого растения и составляет предмет страсти грибника.
Ходят по лесу грибники, ищут то, чего не положили… Зато, коль найдут,— счастье. Это не слепое счастье случая, это искусство мастера искать… Вот об этом-то умении грибника находить лесные клады мы и будем говорить в этой книге.
Охотнику видно — взлетает птица, убегает зверь, а грибнику ничего не видать, сам гриб не подсказывает, тихо стоит и ждет. Ищите, мол, я здесь.