Аква туризм — вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с внедрением байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств.Аква туризм — это походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристических судах. Спортивные туристические походы совершаются в согласовании с "Правилами проведения туристических спортивных походов", утвержденными Центральным советом по туризму и экскурсиям 16 мая 1987 г., и Единой спортивной систематизацией, утверждаемой Госкомспортом.
Аква туризм включает также походы на парусных судах, которые пока не регламентируются упомянутыми документами, и походы по плановым аква маршрутам. В нашей стране более 4О тыс. рек длиной более 10 км и выше 250 тыс. озер. Потому любая туристическая группа может избрать аква маршрут в согласовании со своими интересами и туристической квалификацией.
В аква туризме успешно смешиваются элементы зания, активного отдыха, оздоровления, физической культуры и спорта. Он доступен каждому фактически здоровому человеку независимо от возраста. Потому по числу занимающихся аква туризм разделяет 1-ое место с более массовым пешеходным. В последние годы в спортивных походах участвует 175 — 220 тыс. туристов в год, из их в аква походах около ЗО%, в пешеходных около 30%, в горных около 19%, в лыжных походах около 10% всех туристов.
Развитию аква туризма также содействует наличие в стране достаточно огромного количества разборных байдарок разных типов и надувных судов, также обширное развитие самодеятельного конструирования и производства туристических судов. В отличие, к примеру, от пешеходного либо лыжного туризма аква на техническом уровне более сложен. Даже в самом ординарном походе турист должен уметь собрать (либо выстроить), а в случае необходимости и отремонтировать судно, верно упаковать, расположить и защитить от воды продовольствие и снаряжение. Он должен уметь садиться и сходить с судна, верно грести и управлять им, подходить к берегу и отваливать от него. Турист-водник должен отлично знать препятствия, встречающиеся на реке, и уметь просто различить их, знать методы преодоления этих препятствий и уметь ими воспользоваться.
Аква туризм потенциально небезопасен, потому что ареной деятельности туриста является водоем. Даже в самых обычных походах вероятны трагедии судов, приводящие к попаданию туристов в воду с воздействием на их небезопасных причин переохлаждения, ударов о разные предметы в воде, сбоя дыхания. При всем этом могут быть повреждены либо утрачены суда, продовольствие и снаряжение. Потому турист-водник должен знать и уметь использовать методы самостраховки, обоюдной страховки и оказывать первую помощь. Все эти познания скапливаются в итоге постепенного перехода от обычных к более сложным походам.
Большая часть туристов-водников знакомятся с- аква туризмом и совершают собственный 1-ый поход на разборной байдарке, Это судно более применимо для освоения исходных способностей плавания и воззвания с судном, умения осознавать, либо, как молвят, "читать", воду. Многие туристы добиваются вершин туристического мастерства, продолжая плавать на байдарке, другие, начиная с походов третьей-четвертой категории трудности, перебегают на надувные суда, катамараны либо плоты. Принцип постепенного перехода от обычных к более сложным походам является главным принципом обеспечения безопасности, он положен в базу упоминавшихся выше "Правил проведения туристических спортивных походов". Для того чтоб верно определять сложность походов, все туристические маршруты в порядке возрастания трудности делятся на 6 категорий.
Отнесение туристического маршрута (реки либо связки рек) к той либо другой категории делается методом экспертной оценки. Списки категорированных маршрутов по аква и другим видам туризма утверждаются на четыре года. Так, в списке аква категорированных маршрутов на 1989 — 1992 гг. содержится 339 маршрутов. В связи с развитием техники и стратегии туризма, усовершенствованием и возникновением новых туристических судов, усовершенствованием методов и средств обеспечения безопасности списки категорированных маршрутов часто пересматриваются. Походы первой — третьей категории трудности относят к обычным походам, либо походам массового туризма. Вправду, раз в год в этих походах участвует около 88% всех зарегистрированных туристов-водников.
Не считая того, в эти походы прогуливаются огромное число незарегистрированных туристов, много обычных походов совершается родителями с детками (также незарегистрированных). Походы четвертой — 6-ой категории трудности относят к сложным походам, в их раз в год участвует около 12% всех зарегистрированных туристов-водников. Число незарегистрированных участников сложных походов, по-видимому, также сравнимо невелико. Спортивный аква туризм, как всякий вид спорта, просит неизменных занятий для поддержания высочайшего уровня как общей, так и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка должна развивать выносливость, силу, координацию движений, остроту реакции.
Особая физическая подготовка развивает те же свойства, но уже преломленные в отработку особых технических приемов гребли и другой работы веслом. В современном спортивном аква туризме произошли высококачественные конфигурации: существенно усовершенствовалась техника управления судами благодаря освоению многих приемов аква слалома, усовершенствовались и появились новые туристические суда, появилась принципная возможность делать суда с хоть каким припасом плавучести. Освоен целый класс массивных и круто падающих рек гор Средней Азии со последующими соотношениями среднего наклона сплавного участка и расхода воды: при 13 — 15 м/км до 80 м3/с; при 16 — 20 м/км до 40 м3/с; при 25 — 30 м/км до 20 м’/с. Существенное повышение припаса плавучести судов и повышение остойчивости в состоянии сделать реальным прохождение рек с обозначенным уклоном и в более высшую воду, но это будет, по-видимому, наименее спортивным и поболее небезопасным. Техника российского аква туризма и суда соответствуют мировому уровню, а катамараны, плоты и каркасно-надувные суда не имеют аналогов за рубежом, наши туристы готовы выйти на реки за пределами страны. Но высококачественные конфигурации в аква туризме остаются достоянием ограниченного числа более опытнейших туристов, совершающих сложные походы. Современная техника управления судами, новые суда недостаточно употребляются основной массой организованных и неорганизованных туристов, совершающих обыкновенные походы. Эти высококачественные конфигурации также слабо попадают в области с недостающим развитием водною туризма (ужаснее с техникой, нехорошие суда). Оценивая перспективы и направления развития аква туризма в наиблежайшие годы, можно представить, что коренных конфигураций в технике и стратегии туризма и средствах сплава не произойдет. Но нужно соответственное увеличение уровня безопасности, включая способы страховки,, уточнение общей концепции безопасности, определение и принятие допустимой степени риска. Должны длиться и расширяться передача достижений спортивного аква туризма в массовый туризм, вовлечение неорганизованных туристов в организованный туризм. В книжке изготовлена попытка поведать о современном аква туризме, о его технике и стратегии, о свойствах, постройке и эксплуатации туристических судов, о туристических районах страны, о том, как избрать маршрут, приготовить, оформить и провести поход в согласовании со своими способностями и квалификацией.