Чтобы не испортить мяса крупных зверей, надо всегда, в любых условиях, как можно быстрее выпотрошить тушу. Обязательно найдется человек, который будет доказывать, что на морозе за несколько часов туша с внутренностями не испортится. Не верьте. На всю жизнь мне запомнились два случая. Много лет тому назад поехали мы в лютые морозы охотиться на кабанов в брянские леса.
Мороз был такой, что собаки отказались работать. С большим трудом на третий день под вечер убили небольшого секача. Чтобы не кровянить сани, егерь убедил нас не потрошить кабана, Приехали домой к егерю, а на столе уже дымится картошка, шумит самовар. Прошло еще два часа, на дворе — 35° мороза… Наконец выпотрошили, разделили тушу. Привезли домой, а есть мясо нельзя: оно пахло так, как пахнут хорошо удобренные поля…
Второй случай. Мы охотились в одном высокоорганизованном охотничьем хозяйстве за день до закрытия сезона. У нашей команды была лицензия на лося, вторая — «товарная» — у начальника хозяйства. В первом загоне у самой деревни взяли лося. Я стал уговаривать начальника хозяйства либо выпотрошить его и забрать с собой, либо, потеряв максимум час, отвезти тушу на базу. Начальник цыкнул на меня, мы погрузили трофей и двинулись дальше. Часа через два лось начал пухнуть. В пятом загоне убили второго лося и к 16 часам вернулись на базу. Старший егерь сообщил, что начальник предназначил нам первого лося. Посмотрели, а он уже раздулся, как резиновый шар. Едва егерь проколол ножом шкуру на брюхе зверя, как раздался звук, похожий на «вздох» парового молота, и, как из огнетушителя, ударила струя желтого цвета. Егеря обдало с головы до ног. Оказав первую помощь пострадавшему, мы сами довели дело до конца… Мясо есть было нельзя.
Как правило, при коллективных спортивных охотах на лося добычу разделывают тут же, на месте отстрела. Охоты проводят зимой, и поэтому мясо никогда не портится.
А вот если убит медведь за тысячу километров от дома, да в августе, когда полно мух и дневная температура иногда поднимается выше 20°, то, не откладывая, следует выпотрошить его, несмотря на то что шкуру снимать будет труднее. Затем, сняв шкуру, мясо надо расчленить на 6—8 частей (4 окорока, 2 половины грудной клетки и остальная часть туши). На ночь мясо необходимо развесить в прохладном помещении.
Если зверь разделан утром, то мясо надо развесить либо в темном помещении, где нет мух, либо на ветру и солнце, но в марлевых мешках. Провисев так 8—10 часов, мясо покрывается подсохшей на ветру корочкой, а если его подержать несколько минут над дымным костром, то корочка утолщается и укрепляется. После куски уложить в решетчатые ящики, обшитые марлей, и водрузить на верхний багажник автомобиля. При движении оно еще больше обветрится, и два дня, при любой августовской погоде, беспокоиться нечего.
Если мясо придется везти в поезде в рюкзаке, то лучше всего сразу после разделки каждый кусок густо обсыпать черным или красным перцем, втирая его рукой в поверхностный слой: это создает антисептическую пленку, предохраняющую от мух и микробов; куски переложить крапивой. Ни в коем случае нельзя класть мясо в пластиковые мешки.
Для многих шкура такого зверя, как медведь, представляет большую ценность, чем мясо, следовательно, ее надо сохранить во всей красе. Лучший способ — это продержать шкуру в насыщенном растворе поваренной соли 2—3 дня, потом вывесить на полчаса, чтобы стек лишний рассол, после чего положить в ящик и хранить сколько угодно. Обычно шкуру обезжиривают и засыпают солью или обезжиренную распяливают для сушки.
Замечу: только при идеальном обезжиривании шкура сохранит волосяной покров; в противном случае при выделке волос выпадет по краям шкуры, вокруг глаз, на. ушах — следовательно, ковер уже не получится.