К автомобильным спутниковым навигаторам относятся специализированные GPS-навигаторы, навигационные устройства, как стационарные, так и полустационарные. Максимально приспособленные к установке и использованию в автомобиле. Безусловно, многие изпортативных GPS-навигаторов с некоторыми ограничениями по функциональным возможностям могут также использоваться на автомобиле.
Автомобильные спутниковые GPS-навигаторы предназначены для того, чтобы сделать путешествия на автомобиле максимально удобными, комфортными, безопасными. И все это при минимальных затратах времени и топлива. Применительно к автомобильным GPS-навигаторам понятие навигация используется в чисто бытовом смысле, означающем штурманскую поддержку поездки по проложенному маршруту. Позволяющую водителю или штурману постоянно наблюдать местоположение автомобиля на электронной карте и своевременно получать сообщения и рекомендации о предстоящих поворотах и маневрах.
Способность ориентации водителей хоть в целом и очень индивидуальна, но весьма ограниченна, и даже в знакомых городах-мегаполисах или в густой сети дорог она создает порой непростые, всем известные проблемы. Что уж говорить о движении в незнакомой местности. Наверное, любой автолюбитель может вспомнить не один случай, когда он заблудился в незнакомом месте.
Появлению и развитию применения автомобильных GPS-навигаторов способствовали несколько следующих причин. Существенно возросла частота дальних поездок. В развитой дорожной сети выбор маршрута стал сложной, неоднозначной и многокритериальной задачей. Запоминание протяженного маршрута многократно превысило возможности человека — водителя. Возросшая интенсивность и скорость движения привели к снижению безопасности поездки. Особенно при плохих погодных условиях и в незнакомой местности.
Современные дорожные развязки, выполненные на уровне инженерного искусства,, для скоростного маневрирования требуют детального предварительного изучения. Показательна в этом отношении сложившаяся ситуация в Японии, стране, являющейся лидером по применению автомобильных GPS-навигаторов. Одной из причин бурного развития автомобильных навигационных систем в Японии и внимания государства к этой отрасли является то, что проблемы дорожного движения в этой стране не могут быть решены лишь путем улучшения автодорог и увеличения их числа. Поскольку земля здесь очень дорога, а строительство требует значительного времени.
По мнению японцев, оптимизация маршрута каждого автомобиля будет способствовать снижению усталости водителей и в конечном итоге уменьшению количества аварий и дорожно-транспортных происшествий. Дополнительным преимуществом может быть более эффективное использование топлива, а это также больная тема в бедной ресурсами Японии, и улучшение экологической ситуации.
Первые автомобильные GPS-навигаторы появились в начале восьмидесятых, но интенсивное их применение началось только с середины девяностых, когда были решены проблемы хранения электронных карт в памяти и освоены методы синтеза речи, благодаря которым система приобрела способность выдавать голосовые сообщения. Это новшество дало возможность водителю не отрывать взгляд от дороги и полностью сосредоточиться на вождении автомобиля.
Также на Западе были полностью решены проблемы обеспечения систем электронными картами и их своевременная оперативная корректировка. Если в Японии ежегодно устанавливалось около полумиллиона автомобильных GPS-навигаторов, то в США их распространение шло более медленными темпами. Объясняется это тем, что в Америке очень много хороших дорог и сравнительно небольшая плотность автомобилей, на скорость и безопасность перемещения влияют почти исключительно трафик и погодные условия.
Поэтому всплеск интереса к автомобильным навигационным системам в Америке наметился только в середине 1999 года. Когда появилась возможность получать карты трафика и погоды для любого региона США в режиме реального времени для планирования маршрута. По конструктивному виду автомобильные GPS-навигаторы можно разделить на системы, встраиваемые в панели (торпедо), и системы, представляющие отдельную самостоятельную конструкцию, устанавливаемую прямо на панель или закрепляемую на лобовом стекле. Главными производителями встраиваемых навигационных систем являются фирмы, традиционно занимающиеся автомобильной аудиотехникой : Bosch, Philips, Blaupunkt, Alpine и Pioneer.
Кто и как интенсивно пользуется автомобильными GPS-навигаторами.
Данные большого рынка автомобильной навигации на Западе показывают, что почти 36 % автомобилей с навигацией относятся к классу внедорожников, а 25% к автомобилям категории «люкс». Профессиональными пользователями автомобильными GPS-навигаторами являются перевозчики грузов, торговые представители, менеджеры по продаже недвижимости и даже курьеры. Для этих категорий главным качеством системы является возможность автоматического составления маршрута и помощь в следовании по нему.
Установлено, что благодаря автомобильным навигаторам экономится около 50 % времени при поездке из пункта А в пункт Б, особенно если А и Б находятся в разных странах. Пользователи-непрофессионалы обращаются к автомобильным GPS-навигаторам с целью получения информации о местах развлечений и отдыха. Важной стороной для них является большая база данных о так называемых точках интереса. Ресторанах, гостиницах, АЗС, памятниках и многом другом. Также к этой категории можно отнести и туристов, путешествующих на автомобиле.
По материалам книги Все о GPS-навигаторах.
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.