Первые навигационные картографические системы сразу заинтересовали моряков и международные организации, ответственные за безопасность судовождения. В связи с ожидаемыми от них перспективами за короткий срок была разработана международная концепция построения навигационных картографических систем для морской навигации.
Электронные картографические системы, виды и основные функции навигационных картографических систем.
Появление навигационных картографических систем стало возможным в результате интеграции современных интеллектуальных технологий в виде спутниковойнавигации, компьютерной электроники и электронной картографии. Эти «три кита» образовали прочную основу эффективных и удобных в использовании многочисленных электронных картографических систем, нашедших применение в подвижных транспортных объектах.
Если в начале своего появления такие картографические системы использовались в основном в морской навигации, то в последнее время картографические системы стали интенсивно внедряться в наземный транспорт для контроля и слежения за перемещением транспортных средств. Но главной целью их использования по-прежнему является повышение безопасности перевозок на транспорте и снижение нагрузки на оператора, особенно в морских и авиационных сообщениях.
Именно в указанных областях общепризнаны настоятельная необходимость повышения безопасности навигации с целью сохранения жизни людей, дорогостоящих грузов и предотвращения экологических катастроф. Возросшая интенсивность движения на международных трассах привела к необходимости регулирования соответствующими международными институтами внедрения систем навигации с электронными картами и выработки для них единых стандартов. Особо остро встал этот вопрос на морском флоте.
В результате многолетней работы ряда комитетов Международной гидрографической и Морской организаций (IHO, IMO) был разработан и утвержден ряд стандартов на систему отображения электронных карт и навигационной информации. Такие картографические системы получили название Электронных картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС/ECDIS Electronic Chart Display and Information System). Эти системы автоматизируют процесс судовождения, обеспечивая штурмана при работе с электронной картой полной информацией от всех подключенных навигационных датчиков. Совмещение всей информации на одном дисплее позволяет оценить обстановку и принять решение в кратчайшее время. К ЭКНИС согласно стандартам предъявляются следующие требования :
Для исключения отказа ЭКНИС должна быть резервирована, например, путем установки двойного комплекта оборудования.
В ЭКНИС должны использоваться карты официальных форматов, выпущенные уполномоченными государством гидрографическими службами.
Должна быть предусмотрена автоматическая корректура электронных карт.
ЭКНИС должна пройти процедуру сертификации (одобрения типа) и иметь сертификат от соответствующего классификационного общества.
Согласно Международной Конвенции SOLAS при использовании электронных картографических навигационных информационных систем, удовлетворяющей таким условиям, можно отказаться от работы на борту судна с бумажными картами. Важность разработанной концепции ЭКНИС состоит в том, что она в совокупности с базой данных официальных электронных карт, поддерживаемой автоматической корректурой, может рассматриваться как юридический эквивалент откорректированной бумажной карты. Это означает необязательность наличия на борту судна коллекции бумажных карт, что ведет к экономии средств.
Также из этого определения следуют два практических вывода для потенциальных пользователей ЭКНИС. Первый — возможность предъявления судоводителем иска к гидрографической службе в случае посадки судна на мель из-за недостоверности данных официальной электронной карты. А второй вывод касается иска к сертифицирующему органу, который может быть предъявлен в случае аварии из-за отказа сертифицированной электронной картографической навигационной информационной системе.
Казалось бы, после того как были разработаны и согласованы стандарты на ЭКНИС, должно начаться их широкое распространение. Но этого не произошло по ряду причин. Главной из них является недостаточное покрытие официальными картами акваторий Мирового океана, по ряду оценок оно составляет 3-7% ходового времени для типичного грузового судна. А второй причиной явилась разработка класса более дешевых альтернативных систем в виде электронных картографических систем (ЭКС). Чем же последние отличаются от ЭКНИС?
Ответ прост в функциональном отношении ничем. Существенно другое, а именно что ЭКС используют либо коммерческие базы данных векторных карт, либо растровые карты. В большинстве стран для электронных картографических систем не требуется сертификат одобрения типа, да и международного эксплуатационного стандарта IMO на ЭКС не существует. Конечно, при установке электронных картографических систем на судно прокладка должна по-прежнему вестись на бумажной карте, что требует наличия на борту судна коллекции бумажных карт.
Основные функции электронных картографических навигационных информационных систем и электронных картографических систем.
Обеспечение судоводителя навигационной информацией о координатах и векторе скорости судна на фоне электронной карты в реальном масштабе времени.
Отображение электронных карт на экране дисплея, максимально приближенное к бумажному оригиналу.
Управление отображением карты с изменением масштаба и ориентации карты, панорамирование.
Совмещение на экране картографической и радиолокационной информации.
Определение и отображение навигационных опасностей с выдачей данных о направлении и дистанции до них.
Определение и отображение безопасных курсов.
Отображение на карте целей САРП и АИС.
Оперативное изменение состава отображаемых на карте объектов.
Получение информации об объектах карты из базы данных.
Получение информации по портам из базы данных.
Выполнение исполнительной и предварительной прокладки.
Выполнение автоматизированной корректуры электронных карт.
Планирование и расчет маршрута.
Контроль прохождения маршрута.
Проигрывание маршрута и определение опасностей.
Проигрывание маневра.
Определение дистанции и пеленга до заданной точки.
Выдача предупреждений в виде текстовых сообщений и звуковых сигналов.
Ведение записей в судовой журнал.
Подбор карт из каталога.
Изменение цветовой палитры отображаемой карты.
САРП система радиолокационной автоматической прокладки. АИС автоматическая идентификационная система (Транспондер).
Производители электронных картографических систем.
Производством электронных картографических систем занимается свыше 90 фирм по всему миру, цена многих из них составляет $10—15 тысяч. В то же время стоимость ЭКНИС значительно выше и достигает $60 тысяч. Из наиболее известных зарубежных производителей навигационного оборудования отметим лишь некоторых : Furuno, Interphase, JRC, MAXSEA, NAVMAN USA, Raymarine, Simrad/Shipmate, SEIWA, Standard Horizon.
По материалам книги Все о GPS-навигаторах.
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.