Морские и судовые GPS-навигаторы, особенности использования и применения судовых GPS-навигаторов.

Теоретически на судне можно использовать любой GPS-навигатор носимый,автомобильный и так далее. С двумя основными задачами — определением координат и курсоуказанием к заданной точке он справится. Но особенности эксплуатации судовых GPS-навигаторов на море предъявляют специфические требования, в полной мере отвечать которым может только специально сконструированный морской прибор. Что это за особенности?

На твердой земле GPS-приемник создает массу удобств, но помимо него, как правило, есть неподвижные ориентиры, дорога, тропинка, элементы рельефа, по которым вы пусть не без труда, но сможете найти путь в случае его отказа или ошибки. На море же зачастую в поле вашего зрения только однообразные волны от горизонта до горизонта.

Морские и судовые GPS-навигаторы, особенности использования и применения судовых GPS-навигаторов.

Далекие маяки, острова, береговая черта если и видны, то часто сливаются в едва различимую полоску, опознать которую и определить расстояние до нее непросто даже при большом опыте. В окулярах 7-кратного бинокля при качке эти объекты исполняют немыслимую пляску, иногда до полной невозможности наблюдения. В темноте же, в дождь, туман или шторм ваше поле зрения зачастую ограничивается ближними гребнями волн в десятке-другом метров. А навигационные опасности — рифы, мели, скалы, другие затонувшие суда и так далее, встречаются и в открытом море, вне видимости берегов.

Если в пешем походе или автомобильной поездке из-за навигационной ошибки вы всего лишь опоздаете к месту назначения, в худшем случае проведете ночь в лесу, израсходуете горючее и остановитесь на дороге, испытаете стресс и т.д., то на море ошибка в сотню метров может привести к гибели судна, грузов, людей, другим разрушительным последствиям. Поэтому морская навигация — одна из главных областей применения GPS — по ответственности может сравниться только с навигацией воздушной. Правила безопасности, морской практики, несения штурманской службы, выработанные многовековым опытом, написаны кровью.

От надежности ваших судовых GPS-навигаторов и других навигационных приборов, их удобства в работе, качества карт, ваших навигационных навыков, в прямом смысле может зависеть жизнь. Отсюда, помимо повышенных требований к самим GPS-навигаторам, вытекает требование их обязательного дублирования другими средствами навигации. Так, ни одно судно, какими бы электронными новшествами ни было оно оснащено, не может выйти в море без простого магнитного компаса.

Экстремальные условия эксплуатации морских и судовых GPS-навигаторов.

На судне, особенно небольшом, всегда повышенная влажность, качка, даже в хорошую погоду. В шторм, когда цена ошибки особенно велика, ваши приборы будет забрызгивать и заливать вода, вам придется быстро и безошибочно считывать их показания при ударах, крене, с занятыми руками. Усталость, страх, стресс, морская болезнь будут «помогать» вам совершить ошибку. На берегу в походе или поездке в случае проблем всегда можно остановиться на обочине, устранить неисправность, подумать, отдохнуть. В море обочины нет.

Как бы ни было вам плохо, остановиться вы сможете, только добравшись до гавани. Отсюда требования : надежность приборов и их электропитания, обязательно брызгозащищенное или герметичное исполнение, простая, без излишеств, но продуманная, интуитивно понятная система управления. Дисплей должен быть со шрифтом максимально большого размера. Конечно, предпочтение стоит отдать специализированным навигаторам известных фирм, имеющим опыт именно в морской области. Разумеется, придется смириться с тем, что любое оборудование с обозначением marine по объективным и субъективным причинам стоит дороже «сухопутных» аналогов.

Стационарное исполнение морских и судовых GPS-навигаторов.

Как правило, GPS-навигатор на судне устанавливается стационарно, работает многие часы подряд, часто круглосуточно, и питается не от батарей, а от внешнего источника. Носимый прибор можно оснастить кронштейном и адаптером внешнего питания, но за дополнительные деньги, а в стационарном навигаторе все это будет включено в стандартную комплектацию. Кроме того, выше уже говорилось о размере дисплея. Однако даже на больших яхтах часто держат переносной навигатор с питанием от батареек как резервный. Если приобретается переносной прибор, то он должен быть удобен для работы в стационарном варианте.

В этом отношении, например, серия Garmin еТгех с ее маленькими и тугими кнопками по бокам, хотя к ней выпускаются кронштейны, скорее всего, будет не лучшим выбором. Поэтому стоит предпочесть модели с большим экраном и кнопками на лицевой панели. Встроенный компасный датчик при стационарной установке, скорее всего, окажется бесполезен. Данные встроенных в навигаторы компасов, выпускаемых сегодня, не передаются по NMEA, и их не удастся использовать в других бортовых приборах. Напротив, информация встроенного барометра будет весьма полезна судоводителю.

Удобства управления на морских и судовых GPS-навигаторах.

Лучше выбирать прибор с большим числом кнопок. Это обеспечивает более быстрый доступ к функциям через специализированные кнопки, а не последовательным выбором команд меню. При качке и в экстремальной ситуации это немаловажно. Удобный вариант приборы с многофункциональными клавишами (Soft Keys), или/и с цифровой клавиатурой для прямого ввода числовых значений. Обязательна для морских и судовых GPS-навигаторов звуковая сигнализация ряда событий.

Смещение с якорной стоянки (снос с якоря).
Прибытие в пункт назначения.
Отклонение от курса.
Приближение к путевой точке.
Будильник.
Мелководье.
Большие глубины.

Выносная антенна на морских и судовых GPS-навигаторах.

Если GPS-приемник устанавливается в кокпите, на мостике, в рубке или каюте из стеклопластика, кроме многослойного «сэндвича» с деревянными слоями, то, как правило, достаточно встроенной антенны. Во всех остальных случаях для судовых GPS-навигаторов потребуется выносная антенна. Некоторые навигаторы имеют съемную антенну на разъеме BNC, которую можно вынести на специальном кабеле-удлинителе ограниченной длины.

Но оптимальным выбором будет все-таки специальная морская активная антенна. Такие антенны грибовидной формы для судовых GPS-навигаторов выпускаются с внутренней резьбой : стандартное крепление морских радио и прочих антенн. Как правило, резьбовая нижняя часть выполняется съемной. Сняв ее, антенну можно установить плашмя на плоскую поверхность. По коаксиальному кабелю к антенне от GPS-приемника подводится питание постоянным током. У многих судовых GPS-навигаторов весь GPS-приемник собран в одном компактном корпусе с антенной.

Возможность интеграции других приборов с морскими GPS-навигаторами.

На судне часто возникает необходимость соединения разных приборов и обмена информацией между ними. Например, если катер имеет два поста управления, в рубке и на верхнем мостике, информация должна дублироваться на дисплеях обоих постов. На парусных яхтах часто штурман работает внизу, в каюте, а информация о курсе, направлении к путевой точке, скорости и глубине должна выводиться в кокпит перед рулевым на вспомогательный дисплей, так называемый репитер (повторитель).

Данные GPS передаются на радар, чтобы он мог ориентировать экран по странам света, определять не только курсовые углы и дальности, но и координаты целей, на радиостанцию с системой DSC (ЦИВ -цифрового избирательного вызова), автоматически подающую сигнал бедствия с координатами и т.д. Нередко GPS стыкуют с автопилотом. Для этого приборы должны иметь порты ввода-вывода данных, работающие или по стандартному протоколу NMEA, или по фирменным протоколам. В первом случае приборы совместимы с любыми устройствами, поддерживающими этот протокол, но функциональные возможности обмена информацией ограничены.

Второй вариант предоставляет больше возможностей, но требует покупать часть или все оборудование одной фирмы. С другой стороны, фирменные приборные комплексы могут быть оснащены адаптером с NMEA-портом, разумеется, за дополнительную плату. Устройства, даже работающие по NMEA, часто поддерживают не все типы сообщений; или только ввод, или только вывод.

Например, купив эхолот с NMEA-выходом, вы надеетесь подключить его к картплоттеру, чтобы на его дисплее также отображалась глубина, но это удастся, только если плоттер поддерживает не просто NMEA, а конкретно ввод сообщений о глубине (DBT или DPT). Имеет значение и количество NMEA-портов. Как правило, к одному порту можно подключить только одно NMEA-устройство. При выборе приборов надо учитывать совместимость и возможность будущего расширения вашей бортовой приборной сети.

По материалам книги Все о GPS-навигаторах.
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 59 | 2,559 сек. | 14.03 МБ