
Умение чинить кожаную походную обувь — полезный навык, который сэкономит вам деньги и избавит от душевных терзаний. Первое преимущество очевидно: починка означает, что не придётся часто покупать новое. Второе, возможно, не столь явное, но не менее важное…
Для тех, кто много ходит и бывает в уникальных местах, с ботинками часто возникает ностальгическая связь. Завязывая шнурки, вы можете мысленно вернуться к эпическому походу в Перу или спуску на дно Гранд-Каньона. А может, эта пара с вами вечность и ассоциируется со всеми вашими путешествиями.
Независимо от причины, осознание, что ваши верные ботинки повреждены и, возможно, требуют замены, может стать стрессом. К счастью, починить их не так уж сложно. В целом, главное, на что нужно обратить внимание, — это состояние кожи и подошвы.

instructables.com
В зависимости от серьёзности повреждения, ремонт может быть быстрым и лёгким или потребовать терпения и некоторых навыков. Давайте разберём распространённые проблемы, чтобы вы понимали, с чем имеете дело, и в следующий раз подумали дважды, прежде чем отправлять обувь в утиль при первых признаках износа.
Важность ухода
Прежде чем перейти к способам ремонта, давайте уделим время тому, как избежать этой головной боли в будущем. Как и с любым снаряжением, регулярный уход за ботинками важен как для предотвращения серьёзных повреждений, так и для сокращения частоты капитального ремонта.
Вероятно, самое важное в уходе — это чистка и кондиционирование. Кожа от природы водоотталкивающая, но если она покрыта грязью или намокла, при высыхании может потрескаться, что приведёт к необходимости сложного ремонта. Ознакомьтесь с нашей статьёй о том, как быстро и эффективно вернуть обуви водонепроницаемость!
Поэтому если вы носили ботинки под дождём или по грязи, обязательно чистите их после каждого использования. Если таких экстремальных условий не было, можно чистить реже. В любом случае, этот шаг нельзя пропускать.

Вот краткая инструкция по чистке и уходу:
- Удалите излишки грязи. Мягкой щёткой или тряпкой аккуратно смойте основную грязь.
- Аккуратно помойте. Слегка влажной тканью протрите ботинок, чтобы удалить оставшуюся грязь. Важно не использовать слишком много воды, это может навредить. Если грязь сильно въелась, можно использовать небольшое количество мягкого мыла.
- Дайте высохнуть. После удаления грязи и влаги дайте ботинкам высохнуть естественным путём в течение нескольких часов. Не используйте источники тепла вроде фена — они сушат кожу, делая её более хрупкой.
- Нанесите кондиционер. Используйте натуральные средства, например, норковый жир или специальный крем для кожи, и мягкую ткань для нанесения. Не переусердствуйте, но нанесите достаточно, чтобы средство равномерно распределилось по всей поверхности.
Ремонт подошвы
Регулярный уход очень важен, но сколько ни чисти, некоторых вещей не избежать. Одна из частых проблем — отделение подошвы от верха. С этим нужно разобраться по двум причинам.
Во-первых, если оставить как есть, ситуация будет только ухудшаться, и вскоре вы можете остаться практически с непригодной обувью.

Во-вторых, щель позволит воде проникать внутрь, что сведёт на нет преимущества кожаной обуви и доставит серьёзный дискомфорт в пути. Существует два основных способа ремонта, в зависимости от конструкции ботинка.
Резиновая рантовая полоса (рант)
Этот ремонт довольно прост, но возможен только если у ваших ботинок между кожей и подошвой есть отдельная резиновая окантовка (рант). Это отличается от конструкции с завальцованной подошвой, где материал подошвы загибается вверх и прикрепляется к верху. С ней всё немного сложнее.
Если у вас рант и вы заметили, что он отошёл от кожи, устранить проблему можно всего за несколько шагов:
- Очистите резину и кожу. Выполните шаги, описанные выше, но на этот раз кондиционер не нужен. Убедитесь, что поверхности полностью сухие.
- Приклейте резину к коже. Используйте суперклей или аналогичный прочный состав, устойчивый к влаге. Нанесите небольшое количество в место отслоения. Не переборщите, иначе клей будет долго сохнуть и плохо схватится.
- Зафиксируйте и дайте высохнуть. После нанесения клея плотно прижмите резину к коже и держите несколько минут. Чем дольше, тем надёжнее. Это обеспечит плотное прилегание и избавит от необходимости переделывать работу.

Это довольно простой процесс, требующий минимум материалов и 15-20 минут времени. Однако важно выполнить его сразу, как заметили проблему. Иначе позже потребуется более сложный и дорогой ремонт.
Завальцованная подошва
Другой тип ремонта — для ботинок с подошвой, которая загибается вверх и крепится к верху. Ремонт такого шва отличается от предыдущего, и здесь нельзя использовать обычный суперклей — он не удержит и может усугубить повреждение. Вот что нужно делать:
- Очистите кожу и резину. Тот же процесс: уберите грязь и убедитесь, что обувь сухая.
- При необходимости прошейте. Часто завальцованные подошвы прошиваются по месту соединения. Если нитки порвались, вам понадобится прочная игла и нить, чтобы заново сшить кожу с резиной. Если шов цел, вам повезло — ремонт будет проще.
- Нанесите специальный клей. Используйте клей для ремонта обуви, а не универсальный. Он лучше схватится и дольше прослужит.

Вот, собственно, и всё. Единственная сложность — аккуратно прошить в труднодоступном месте, но с терпением вы справитесь и вернёте ботинкам былую форму.
Ремонт порезов на коже
Ещё одна частая проблема — порезы или разрывы на коже. Это может случиться от контакта с острым камнем или из-за пересыхания и износа материала. Важно это исправить, чтобы сохранить водонепроницаемость и общую целостность ботинка.
Если оставить повреждение, внутрь будет попадать грязь и влага, что приведёт к дальнейшему разрушению. Ремонт может быть лёгким или более сложным, в зависимости от глубины повреждения.
Поверхностные царапины и порезы
Это повреждения, которые не прошли кожу насквозь. С ними справиться проще всего. Нужно просто очистить область пореза и нанести немного специального клея для кожи.

После нанесения клея сведите края, чтобы они склеились. Вот, в сущности, и всё. Это не всегда постоянное решение, поэтому следите за отремонтированным местом. Правильный уход поможет предотвратить такие повреждения.
Сквозные разрывы
Если разрез прошёл кожу насквозь, ремонт потребует больше усилий. Вот необходимые шаги:
- Очистите область внутри и снаружи. Выполните стандартную процедуру очистки и убедитесь, что кожа сухая.
- Сшейте кожу. Это самая сложная часть. Вам понадобится тонкая, но прочная игла, чтобы сшить края разрыва как можно ближе и аккуратнее.
- Заполните шов герметиком. После сшивания нанесите специальный герметик для швов, чтобы восстановить водонепроницаемость. Это критически важный шаг. Без него ремонт будет бесполезен, так как вода и грязь легко проникнут внутрь.
- Нанесите клей. После герметика нанесите клей для кожи поверх шва, чтобы окончательно зафиксировать и защитить его.
Этот процесс может показаться простым, но на практике бывает сложно, особенно если нет опыта в шитье или трудно попасть иглой в нужное место. В таком случае лучше отнести ботинки в профессиональную мастерскую.

За умеренную плату специалисты сделают всё качественно, и вы будете уверены в результате. Если же решили делать сами — немного практики, и всё получится.
Полная замена подошвы
Многие не знают, что подошву можно заменить полностью. Большинство считает, что если подошва стёрлась или сильно отошла, пора покупать новые ботинки. Вот тут-то и вступает в дело тот самый эмоциональный фактор. Для кого-то потеря любимой пары — неприемлемая жертва. Для других — неподъёмные траты.
К счастью, заменить подошву не так страшно, как кажется. С правильными инструментами, парой часов и терпением вы сможете дать ботинкам вторую жизнь на долгие годы.
Вот что вам понадобится:
- Канцелярский нож или лезвие
- Крупнозернистая наждачная бумага
- Гвоздодёр или плоскогубцы
- Молоток
- Перчатки
- Специальный клей для ремонта обуви
- Распарыватель швов
- Игла и прочная нить

Собрав всё необходимое, следуйте этим шагам:
Шаг 1: удалите старую подошву
Аккуратно лезвием отделите подошву от верха по шву. Старайтесь не порезать кожу. Затем распарывателем удалите все оставшиеся нитки, скрепляющие резину и кожу.
Последний этап — используйте гвоздодёр, чтобы оторвать оставшиеся куски подошвы. После этого аккуратно снимите старую подошву.
Шаг 2: очистите поверхность
Теперь нужно удалить весь старый клей с верха ботинка. Смочите тряпку в ацетоне или специальном очистителе и тщательно протрите место склейки. Если остались трудные участки, аккуратно соскребите их лезвием.

Важно действовать медленно и тщательно. Любой оставшийся клей помешает надёжной фиксации новой подошвы.
Шаг 3: подготовьте промежуточный слой
Сейчас у вас голый слой, к которому будет клеиться новая подошва. Возьмите наждачную бумагу и аккуратно обработайте эту поверхность, чтобы сделать её слегка шероховатой. Не перестарайтесь, но создайте текстуру, за которую новому клею будет лучше зацепиться.
Шаг 4: нанесите клей и установите подошву
Примерьте новую подошву. Затем с помощью зубочистки или палочки нанесите специальный клей для обуви равномерным слоем на обе поверхности. Плотно прижмите подошву к верху ботинка.

После склейки переверните ботинок и аккуратно простучите молотком по всей площади подошвы для лучшего сцепления. Если на новой подошве есть шипы, сейчас самое время их установить.
Вот, по сути, и весь процесс. Выделите на одну пару около полутора часов. Сделав это один-два раза, вы будете справляться быстрее. Пока же не торопитесь, чтобы сделать всё качественно и не переделывать.
Возвращение в путь
Вот и всё. Сломанные ботинки — больше не причина отказываться от похода. Если повреждения катастрофические, возможно, придётся обратиться к профессионалу или задуматься о новой паре. Но скорее всего, при своевременном уходе и оперативном ремонте мелких проблем, вам не придётся менять обувь из-за пустяковых царапин.

Это даст душевное спокойствие тем, кто ностальгирует по старым ботинкам или не хочет тратить деньги на новую пару из-за незначительных повреждений. Если вы освоите замену подошвы, возможно, вам больше никогда не придётся покупать новые ботинки. Что скажете о пожизненной гарантии?









