Объектами обследования местности с вертолета преимущественно являютсямаршруты, намеченные для передвижения войск, новые позиционные районы, образовавшиеся участки разрушений и затоплений.
Ориентирование при обследовании местности с вертолета, подготовка карты, общая и детальная ориентировка в полете.
Перед обследованием с вертолета, район местности предварительно изучают по топографической картемасштаба 1:100 000 или 1:200 000. Выявляют места, требующие наиболее детального обследования. Составляют план обследования на карте.
и т. п.). Кроме того, устанавливают и поднимают на карте линейные ориентиры (железные и шоссейные дороги, реки и др.), ограничивающие район.
Высоту и скорость полета вертолета выбирают в зависимости от объекта обследования. В светлое время суток при благоприятных условиях видимости районы разрушений и затоплений, новые позиционные районы и другие крупные объекты успешно осматриваются с вертолета с высоты 100—300 метров при скорости полета 120—140 км/ч. Проходимость местности по грунтовым дорогам и вне дорог обычно устанавливается с высоты 25—50 метров. При скорости полета 50—60 км/ч.
Для уточнения возможности движения различной боевой техники и транспорта по заболоченным участкам, а также для определения грунта и профиля дна реки, ее глубины, скорости течения и наличиябродов необходимо приземление.
Общая и детальная ориентировка при обследовании местности с вертолета.
При подготовке карты для каждого отрезка маршрута определяют расстояние междуориентирами, время полета (исходя из установленной скорости) и их значения подписывают на карте. Успех обследования местности с вертолете во многом зависит от умелого ориентирования в полете. В зависимости от выполняемых с использованием вертолета задач различают общую и детальную ориентировку.
При общей ориентировке достаточно знать примерное местоположение вертолета. В этом случае наблюдение ведут вперед и в сторону. Это облегчает процесссличения карты с местностью. При детальной ориентировке наблюдение ведут преимущественно прямо вниз, что обеспечивает более точное определение местоположения вертолета.
В полете карту ориентируют (разворачивают так, чтобы линия маршрута шла вдоль направления полета) и непрерывно сличают ее с местностью. Следя за линейными ориентирами и отмечая прохождение площадных ориентиров. При подходе к району обследования ведут обычно общую ориентировку. Над районом обследования переходят к детальной ориентировке.
По материалам книги Справочник по военной топографии.
А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.