Знание приемов самоспасения подразумевает знание что конкретно делать и как делать, когда рванет, тряхнет, загорится или затопит. И чего ни в коем случае нельзя делать, когда рванет, тряхнет, загорится или затопит.
Знание приемов самоспасения, что конкретно делать и как делать в аварийной ситуации.
Потому что иногда бывает лучше вообще ничего не делать, если не знаешь приемов самоспасения, что делать. Потому что, выливая горящее масло в водопровод, можно только увеличить очаг пожара и поделиться им с соседями. А заливая горящий электропровод водой, получить удар электротоком и даже не успеть вызвать пожарных. Знание это то, что позволяет быстро и адекватно реагировать на любую опасность. И прогнозировать развитие ситуации. И значит, свои действия.
Даже людей спасательных профессий вначале обучают теоретически, рассказывая и сто раз повторяя, что делать в той или иной ситуации. Никакая интуиция, никакая даже самая безрассудная смелость не могут заменить знание. Храбрец, не владеющий необходимыми знаниями, стократ опаснее знающего, что делать, труса. Начальствующие храбрецы, не знавшие, что такое радиация, бросили в пекло Чернобыля тысячи людей.
ситуациях (это когда они еще произойдут, если вообще произойдут!), напишите краткие конспекты инструкции приемов самоспасения и сложите их в известное вам место. И больше не перекладывайте! И домашним накажите! Пусть это будет аварийная полочка, где будут сложены инструкции, средства спасения и средства первой медицинской помощи.
Можете даже повесить на стену правила безопасности и приемов самоспасения. Как это делается на предприятиях. Ведь делается же! В обязательном порядке! Хотя там тоже неизвестно, случится что нибудь или нет. Но ходит себе человек, натыкается на этот план с картинками взглядом и постепенно, сам того не желая, запоминает. Не хотите портить интерьер? Ну тогда поместите инструкцию в красивую рамочку. Как картину старых мастеров. Или инкрустируйте ее золотом и бриллиантами.
Особенно важно, чтобы правила безопасности и приемы самоспасения знали дети.
Не слышали о них, а знали! Пусть даже для этого им придется зубрить их, как таблицу умножения! В конце концов, можете у малолетних членов вашей семьи принимать экзамены. И ставить двойки! И отправлять в угол за не выученные уроки! Здесь требовательность будет оправданна. Это взрослый в опасный момент еще может как то сориентироваться в обстановке и найти какой нибудь выход. Ребенок даже искать не будет! Он просто отключится от окружающей, пусть даже угрожающей смертью обстановки. И погибнет!
Ребенок может действовать только по заранее объясненной, многократно повторенной и заученной схеме. На уровне хорошо закрепленного условного рефлекса. А его легче всего могут закрепить родители. Если ваш ребенок не будет знать приемов самоспасения, что во время пожара надо покидать помещение и бежать к взрослым соседям, то он при первом появлении огня и дыма залезет под кровать, как это и делают подавляющее большинство малолетних погорельцев. Залезет и не вылезет оттуда, даже когда в окно запрыгнет пожарный и спросит, есть ли здесь кто нибудь живой.
И сломать этот безусловный рефлекс прятаться от опасности куда нибудь в укромное место может только накрепко вбитый в голову рефлекс условный. Точно так же, если ребенок не будет ЗНАТЬ, что с незнакомыми взрослыми дяденьками нельзя уходить со двора. Он уйдет. И возможно, уйдет навсегда! Одни мои знакомые, видя, что их малолетний сын упорно пытается засунуть в электророзетку пальцы несмотря на их предупреждения и даже наказание, решились на жесткий, но действенный эксперимент.
Они подключили к розетке со специально расширенными отверстиями понижающий напряжение до 50 вольт трансформатор, дождались, когда их не боящийся электричества ребенок полезет в розетку, и врубили напряжение. А потом продемонстрировали другие электроприборы, объяснив, что они могут жалить точно так же. Конечно, ребенка изрядно тряхнуло, но зато у него выработалось устойчивое отвращение к розеткам и заодно ко всем прочим электроприборам. Его родители стали спать спокойно.
Если вы поборник мягкого воспитания и не согласны подключать ваших детей к понижающим трансформаторам и заставлять их зубрить правила безопасного поведения, можете превратить обучение в игру. Бросайте кубики и передвигайте фишки по картонке, на которой изобразите различные опасные ситуации. Открыл газ пропускаешь три хода, пока папа ремонтирует разбитую взрывом пропана кухню.
Толкнул маму, когда она мыла окна, стоя на подоконнике, мама выбыла из игры месяца на четыре. Открыл дверь, когда какой то дяденька попросил пустить его в квартиру, игра кончена, потому что он вынес все подчистую, в том числе фишки и кубики. Можете также рисовать комиксы, где любимые детские персонажи Хрюши, Степаши, Пятачки и Буратины будут падать с пятого этажа, ошпариваться в ванной, проглатывать пуговицы и очень при этом страдать. Так страдать, чтобы вашему мальцу их было жалко до слез.
А если любимые персонажи будут падать и смеясь вставать, бить друг друга по головам молотками и улыбаться, как это происходит во многих мультсериалах, значит, вы достигнете обратного результата. Ваш ребенок не будет бояться падать и не будет бояться бить. Чего, увы, и достигают, сами того не желая, создатели подобной рисованной кинопродукции. Уже известно несколько случаев, когда маленькие дети прыгали из окон, предполагая, что они так же, как их любимые герои в телевизоре, ударятся о землю и подпрыгнут обратно, как мячики. О землю они ударялись…
У детей, к сожалению, прямая логика. То, что они видят, то и считают нормой. Юмор они начинают оценивать в более позднем возрасте. Если до него доживают. Поэтому старайтесь объяснять детям, что все это понарошку, а на самом деле ой как больно! Или уроните вниз любимую игрушку и покажите, что с ней после этого стало. Для закрепления знаний на потенциально опасных предметах можно прикрепить специальные, красиво оформленные бирки с соответствующими символами. Кстати, они и взрослым пригодятся. Которые иногда хуже, чем дети. И тоже думают, что с ними ничего плохого случиться не может.
По материалам книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.
Андрей Ильичев.