Мы боимся самолетов, меж тем в общественном городском транспорте гораздо опаснее, он чаще попадает в катастрофы, чемавиалайнеры. Много чаще. И если по одной, по две, по три собрать все жертвы общественного транспорта, они и в десять аэробусов не влезут. Так что лучше бояться. Бояться и быть готовыми к самоспасению.
Аварии в городском транспорте, поведение и травматические опасности в общественном транспорте.
Начнем с простого, с травматической опасности в городском транспорте. Ступени большинства общественных транспортных средств, особенно для людей преклонного возраста и особенно в непогоду, опасны ничуть не меньше, чем скальная стена для штурмующих ее альпинистов. Только эта стенка, мало что крута и неудобна, еще и норовит уехать из под ног или сбросить восходителя ударом закрывающейся двери в лоб. Тут не зевай, нормативы как в армии на полосе препятствий: 10 секунд на подход, 10 на преодоление. Кто не успел тот опоздал.
городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, платком, полой одежды, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью. Горящие материалы, используемые в отделке автобусов и трамваев, очень токсичны, и бывает достаточно сделать всего несколько вдохов, чтобы потерять сознание.
При обнаружении небольших очагов пожара надо сообщить о них водителю и попытаться загасить огонь своими силами с помощью висящего в салоне, обычно ближе к водительскому месту, огнетушителя, песка, хранящегося в специальном ящичке или рундучке под сиденьем, или плотной ткани (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды). В электрическом городском транспорте во время пожара опасность представляет обгорающая электропроводка. Поэтому лучше лишний раз не касаться стен и металлических деталей корпуса. И не заливать огонь водой или иными жидкостями. При аварии, в случае, когда поврежден токонесущий провод, самые безопасные места в трамвае или троллейбусе сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а на стены и поручни не наваливаться.
Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь поручней и других частей корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Нельзя пытаться, стоя на земле, помогать другим выходящим пассажирам. Такая вежливость может быть убийственна как для вас, так и для них. Указанный прием выход прыжком должен использоваться даже в случаях отсутствия видимых повреждений конструкции троллейбуса или трамвая и линии электропередачи.
При авариях, связанных с переворотом или зависанием транспорта на склонах, первым пассажирам, вылезшим наружу, надо предпринять самые энергичные меры для закрепления автобуса от дальнейшего сползания или переворота, вызванного смещением находящихся в салоне людей. Проще всего это сделать, подложив под находящийся в неустойчивом равновесии бок какие нибудь объемные предметы. Принцип железнодорожного башмака, подставленного под колесо вагона.
Чтобы не пострадать в аварии на городском транспорте, надо :
Держаться за поручни.
Стоять лицом в сторону движения, чтобы вовремя заметить опасность.
При столкновении сгруппироваться, закрыть голову руками.
Быстро покинуть транспорт. Из электротранспорта выходить прыжком, не касаясь поручней, чтобы не получить электротравму.
Воспользоваться аварийным выходом (люк на крыше или окно) или выбить стекло.
Нельзя :
Ходить по салону.
Загромождать проход вещами.
Дремать.
Находиться ближе 10 15 метров к аварийному транспорту.
Определенную угрозу в современном городском транспорте представляет чрезмерная скученность пассажиров в салоне. Это та же толпа со всеми присущими ей опасностями давкой, паникой. В подобной скученности очень часто от давки, нехватки воздуха, жары и психологического стресса страдают больные люди. К сожалению, не только страдают, но зачастую даже умирают.
Если в переполненном автобусе рядом с вами кому то стало плохо, отнеситесь к этому серьезно. Приложите все силы для освобождения человека от давки, обеспечьте к нему доступ свежего воздуха, выведите на улицу на первой же остановке. И еще постарайтесь отыскать среди пассажиров медицинского работника. Народу в транспорте много, не может быть, чтобы среди них не нашлось ни одного способного оказать квалифицированную помощь врача.
По материалам книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.
Андрей Ильичев.