В случае аварии судна, грозящей ему гибелью, экипаж и пассажиры занимают места вспасательных плавсредствах согласно указанию капитана. Когда нет возможности разместиться в шлюпках и плотах непосредственно на палубе, терпящие бедствие спускаются за борт с помощью специальных приспособлений (штормтрапов, тросов с мусингами и т. п.). В критических ситуациях приходится прыгать в воду с борта судна.
Действия при оставлении судна в случае аварии, посадка на спасательные средства, организация вахты, использование плавучего якоря.
Если на вас надет надувной спасательныйнагрудник, то с ним можно прыгать даже с высокого борта. Прыгать следует ногами вниз, обхватив надутый нагрудник руками и прижав его к груди. Данные рекомендации необходимо выполнять неукоснительно, иначе человек в момент входа в воду испытает сильный рывок, способный нанести ему повреждения, особенно в тех случаях, когда высота борта значительна.
Перед прыжком в воду надо сделать глубокий вдох и задержать дыхание, чтобы при погружении в воду с головой не совершить непроизвольного вдоха до всплытия на поверхность. Во время посадки на спасательные средства, спущенные на воду, нужно соблюдать очередность, сохраняя интервал между спускающимися во избежание травм.
Заполненные людьми спасательные плавсредства должны незамедлительно отойти от гибнущего судна на расстояние не менее 200 метров. Но при этом потерпевшим бедствие следует внимательно осматривать окружающую акваторию, чтобы вовремя обнаружить и оказать помощь людям, волею случая оказавшимся в воде. Терпящим бедствие необходимо знать, что посигналу SOS, посланному аварийным судном, будут приняты все меры для их спасения. Поэтому спасающимся рекомендуется оставаться как можно ближе к месту катастрофы.
Только в случае очень быстрой гибели судна, когда нет уверенности, что в эфир сообщены координаты места его затопления, необходимо использовать возможность передвижения спасательного средства в сторону ближайшего берега.
Для того чтобыколлективные спасательные средства удерживались рядом, их скрепляют между собой с помощью фалов длиной 15–20 метров. После этого командир проводит ряд неотложных мероприятий. Организует оказание первой медицинской помощи пострадавшим, проверяет, все ли потерпевшие находятся на борту спасательного плавсредства, и в случае отсутствия кого-либо осуществляет поиск.
Особенности стрессового состояния пострадавших после аварии судна.
По имеющимся данным, далеко не все оказавшиеся вчрезвычайной ситуации способны к активности и целесообразным действиям. 50–75 % потерпевших пребывают в состоянии оглушенности и психологического или физиологического стресса, оставаясь относительно спокойной, но мало активной частью коллектива. У 12–25 % наблюдаются истерические реакции, которые проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных действиях или, наоборот, в заторможенности, подавленности, безразличии к происходящему, полной неспособности к действиям. И только 12–25 % сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку, действуют решительно и разумно.
Именно на эту активную часть потерпевших в первый момент после спасения необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других неотложных операций.
Эмоциональныйстресс – временное состояние, и спустя некоторое время, подавляющее большинство людей успокаивается, адаптируется к новым условиям существования. После этого они должны быть подключены к деятельности по сохранению жизни и здоровья себе и другим.
Спасение людей оказавшихся в воде после аварии судна.
Если на воде будут обнаружены люди, то надо немедленно принять все меры, чтобы взять их на борт спасательного средства. Не дожидаясь, когда шлюпка или плот подойдут вплотную к плавающим людям, нужно бросить им спасательный конец.
В тех случаях, когда спасательные средства по каким-либо причинам не могут подойти к находящемуся в воде человеку либо пострадавший находится в обмороке или бессилен, кто-то должен спуститься с плавсредства и подплыть к нему. Поднимая обессиленных людей из воды наплот или в шлюпку, нужно в воде повернуть пострадавшего спиной к борту, взять под мышки, обхватив грудь, и втянуть на плавсредство.
Организация единоначалия в спасательном средстве.
С момента посадки на спасательный плот или шлюпку все потерпевшие бедствие становятся единым экипажем и подчиняются командиру. Он является ответственным лицом за моральное и физическое состояние людей, находящихся в спасательном средстве!
Если на шлюпке или плоту нет лиц командного состава судна, то обязанности старшего берет на себя квалифицированный старшина. В том случае когда среди спасающихся ни один не имеет специальной подготовки, то командира выбирают. Все его распоряжения выполняются беспрекословно.
Командир следит за исполнением всеми своих обязанностей, строго контролирует расход воды, продовольствия, медикаментов,сигнальных средств, не допускает паники, ссор, организует оказание помощи и уход за больными.
Организация вахты на спасательном средстве после крушения судна.
На спасательных средствах устанавливают круглосуточную вахту со сменой через каждые 2 часа. В обязанности вахтенного входят наблюдение за горизонтом и воздухом. Своевременное оповещение командира об изменении погодных условий, появлениисамолетов и кораблей. Кроме того, вахтенный следит за сохранностью воды и провианта.
Контроль исправности спасательных средств, ремонт повреждений спасательной шлюпки и плота.
Жизнь потерпевших бедствие во многом зависит от исправности спасательных средств. Течь шлюпки может быть ликвидирована конопаткой щели ветошью или тканью из одежды спасающихся. Если произошел обрыв оснастки паруса, необходимо немедленно убрать парус и устранить повреждение.
При обрыве вант запоздалые действия могут привести к поломке мачты. В том случае, когда она все же произошла, необходимо на мачту наложить шину из весел и крепко скрепить ееканатом или линями.
Нарушение целостности камер надувного спасательного плота приведет к утечке газа и уменьшению запаса живучести. Повреждения могут появиться в результате прокола оболочки острыми предметами, плавающими в воде, различными колющими и режущими предметами (ножи, крючки и т. п.), имеющимися у спасающихся.
Отверстия в камере следует заткнуть пробкой, зажать металлической заглушкой, заклеить резиновой заплатой. Времонтном комплекте плота имеется весь необходимый для этого материал. Следует помнить, что после наложения заплаты нельзя туго надувать плот в течение суток.
Вследствие разности температур в ночное и дневное время суток давление газа в камерах может колебаться в значительных пределах. При повышении давления некоторая часть газа может выйти через предохранительные клапаны. Можно подкачать камеру с помощью насоса или поддуть ртом.
Использование плавучего якоря и действия при переворачивании спасательного средства.
Во время сильного волнения, чтобы развернуть шлюпку носом против волны, а плоту придать большую остойчивость и замедлить дрейф, за борт спускают плавучий якорь. Установлено, что плот дрейфует по ветру значительно быстрее, если поднять плавучий якорь. Например, при ветре силой 5 баллов он дрейфует с опущенным якорем со скоростью 0,5–1 уз/ч, а без него – 1–2 уз/ч.
При случайном переворачивании плота, чтобы придать ему нормальное положение, через днище перебрасывают фал, закрепленный на противоположном борту, и тянут его на себя. Если нет подходящего фала, потерпевший должен взобраться на днищеплота, взяться руками за борт, а затем, падая в воду, опрокинуть его на себя. Плот может быть перевернут в нормальное положение и с помощью двух ручек на днище.
По материалам книги Энциклопедия выживания на море.
Потапов А.В.