Первое условие спасения заключается в том, чтобы с помощью сигналов бедствия дать знать другим о своей ситуации и если возможно, местонахождении. Как только контакт установлен, можно передать и другую информацию.
Подача сигналов бедствия в аварийной и экстремальной ситуации. Сигнализация огнем и дымом, звуковые сигналы.
Очевидным средством подачи сигналов бедствия является мобильный или спутниковый телефон, который следует использовать очень экономно, но если вы лишены роскоши такой связи в вашем положении, то существуют международные сигналы бедствия.
и кораблями.
Подача сигналов бедствия при авто или авиакатастрофе.
Если вы находитесь рядом со сломавшейся машиной, севшим на мель судном или совершившим вынужденную посадку самолетом, то они могут предоставить много возможностей для сигнализации. Если пожара не было, то остается топливо, мазут, жидкость гидравлических систем, которые могут гореть. Шины и электроизоляция, положенные в огонь, дадут черный дым. Стекло и хромированные поверхности помогут в качестве зеркал, особенно обтекатели, капоты двигателей и колпаки колес.
Спасательные жилеты, надувные лодки, плоты и парашюты имеют яркую раскраску и привлекают внимание. Расположите эти яркие и блестящие предметы вокруг места вашего нахождения там, где они будут наиболее заметны, и вы привлечете к себе внимание. На ночь включите огни, фары и т. п. или если аккумуляторные батареи разряжаются, то оставьте их про запас на тот случай, чтобы мигать фарами, давать сигналы клаксоном и другими способами привлекать внимание именно в то время, когда увидите пролетающий самолет иливертолет, или признаки потенциальных спасателей.
Подача сигналов бедствия с помощью огня и дыма.
Костер как огонь, так и дым отличный способ привлечь внимание. Разжигание сигнальных костров является одной из первых задач, после того как будут решены неотложные проблемы, связанные с первой помощью раненым и обеспечением укрытий от неблагоприятных условий окружающей среды. В большой группе несколько человек должны заняться заготовкой топлива для лагерного и сигнальных костров как можно быстрее.
Места для подачи сигналов бедствия.
При размещении сигналов бедствия предварительно изучите местность. Для световых сигналов выбирайте высокие места. Если вы находитесь на гребне возвышенности, то простое возведение необычного силуэта, контура, конструкции может привлечь к вам внимание. Если вы выкладываете сигналы на земле, делайте это на горизонтальных участках или на тех склонах, которые с наибольшей вероятностью попадут в поле зрения спасателей, действующих с воздуха.
Для поиска с воздуха обычно применяется тактика постепенного перемещения осмотра с низких гребней на более высокие. Это создает проблему того, что склоны за гребнем могут оказаться скрытыми по мере приближения самолета. Если сомневаетесь в выборе склона, то сигналы рядом с гребнем должны быть видны, с какой бы стороны ни шел самолет спасателей.
Международные коды сигналов бедствия.
Когда визуальный контакт установлен, то более сложные международные коды -сигналы помогут сообщить о ваших основных потребностях, если вербальное общение невозможно. При передвижении спасателей на корабле или самолете, возможно, будет необходимо подготовить место причаливания к берегу илипосадочную площадку и некоторые знания базовых действий во многом помогут обеспечить операцию.
Радиопередатчики для подачи сигналов бедствия.
Спасательные надувные лодки, плоты и даже спасательные жилеты иногда оснащаютсярадиопередатчиками, которые посылают сигналы о местоположении, хотя они могут быть не очень эффективны на очень больших расстояниях. Многие аварийные передатчики также весьма ограничены в радиусе действия. Для того чтобы избежать пустой траты драгоценной энергии батарей, их следует оставить про запас до тех пор, пока не появится вероятность того, что их сигнал может быть услышан. Однако если радиосистема мощная, то сигнал бедствия следует послать немедленно и регулярно его повторять.
Изучите инструкции ко всем радиопередатчикам, имеющимся в наличии. Бортовые передатчики могут работать на многих волнах, однако некоторые аварийные системы настроены только на частоты сигналов бедствия. В целом портативные приемопередатчики метрового диапазона, которые используются альпинистами, могут выходить на связь только с радиостанциями в зоне прямой видимости, без препятствий между ними. Хотя иногда может быть установлена постоянная ретрансляционная станция на стратегической высоте.
Такие приемопередатчики, как правило, настроены на волну горных спасателей, но порядок связи должен быть определен до выхода на маршрут. Если у вас есть работающий передатчик, уточните ситуацию с батареями. Можно ли использовать двигатель транспортного средства для заряда батарей? Выделите для этого определенное количество горючего и спланируйте свои сеансы связи по определенному графику, что гораздо лучше долгого висения в эфире без всякой системы. Если кто-то услышит ваш сигнал, то сможет понять, что его можно ожидать снова.
Звуковые сигналы бедствия.
Звук также является отличным способом привлечь внимание. Если известно, что недалеко находятся люди. Наряду с сигналом SOS существует международный горный сигнал бедствия шесть свистков в минуту (или шесть взмахов, или шесть вспышек и т. п.), затем минута молчания, а потом все повторяется. Может быть достаточно крика, если помощь недалеко, но вы не способны достичь ее из-за травмы.
Творческий подход к подаче сигналов бедствия.
Не отказывайтесь даже от таких идей, как послание в бутылке. Этот способ будет иметь мало шансов на успех, если вы находитесь в середине Тихого океана. Однако на реке заметный предмет с ясным сообщением может привлечь внимание например небольшой плотик с флагом с надписью SOS. Используйте воображение и творческий подход при поиске таких способов привлечь внимание к себе и своему положению, которые не требуют затрат ценной энергии и ресурсов.
Оставление сигналов бедствия во время движения.
Если вы считаете, что помощь очень маловероятна и самое лучшее, что вы можете предпринять, это двигаться к спасению самостоятельно, то следует оставлять на своем пути заметные и понятные сигналы и знаки. Так чтобы если спасатели все же выйдут на место катастрофы, то смогли бы получить данные о выбранном вами маршруте. На пути у вас может появиться больше возможностей привлечь к себе внимание, если вы приблизитесь к регулярным транспортным линиям. Или выйдете на более открытую местность.
По материалам книги Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях, в дикой природе, на суше и на море.
Джон Уайзман.