Спасательная лодка МЛАС-1 ОБ является индивидуальным спасательным средством на воде и предназначается для поддержания человека на плаву после аварийной эвакуации с потерпевшего аварию или затонувшего судна, корабля, самолета или вертолета.
Спасательная лодка МЛАС-1 ОБ, назначение, характеристики, устройство и порядок применения при спасении.
Технические данные спасательной лодки МЛАС-1 ОБ.
Вес лодки с баллоном: не более 3,5 кг
Эксплуатационная грузоподъемность (один человек со снаряжением): 100 кг
Время наполнения лодки газом от баллона при температуре 20±5° С: 1-3 минуты.
Устройство спасательной лодки МЛАС-1 ОБ.
Спасательная лодка МЛАС-1 ОБ состоит из надувных бортов и ненадувного днища из прорезиненной ткани. Борта — одна общая оболочка без отсеков. Для удобства размещения спасающегося в лодке и для улучшения ее устойчивости кормовая часть имеет больший диаметр, чем носовая, и сделана шире.
Спасательная лодка МЛАС-1 ОБ наполняется углекислым газом от баллона при его срабатывании. Баллон с углекислотой смонтирован в кормовой части с внешней стороны борта в специальном кармане, наклеенном на оболочку.
На левом борту лодки смонтирован ручной мех для подкачки лодки. Для придания устойчивости лодке при влезании в нее из воды в кормовой части к днищу приклеен водобалластный мешок, в котором уложены плавучий якорь и черпак.
Плавучий якорь из ткани предназначен для удержания лодки в плоскости ветра (поперек волн) и для уменьшения скорости дрейфа. Черпак объемом 1,4 литра служит для вычерпывания воды из лодки. В новой модификации лодки МЛАС-1 ОБ, черпак заменен на поролоновую губку. Это ухудшило эксплуатационные качества лодки в экстремальных условиях. Для заделки различных пробоин в лодке имеется мешочек с конусными пробками. Ими можно заделать отверстие диаметром до 2,5 см.
Применение спасательной лодки МЛАС-1 ОБ.
Для введения лодки в действие нужно резко дернуть вытяжной шнур, привязанный к рычагу баллона. Произойдет автоматическое надувание лодки. Влезать в лодку нужно с носовой, узкой части, используя водобалластный мешок, наполнившийся водой, как противовес. Ухватившись руками за ближайшие поручни, подтянуть лодку под себя, а затем, используя вторую пару поручней, влезть в лодку. Если водобалластный мешок не успел наполниться водой, необходимо немного толкнуть лодку кормой вперед.
Размещаться в лодке можно сидя или лежа, лицом к носовой, более узкой части. Скопившаяся в лодке вода вычерпывается черпаком. При большой волне или необходимости уменьшить скорость дрейфа нужно бросить плавучий якорь в воду. Он будет держать лодку в плоскости ветра (поперек волн).
Плавучий якорь надо всегда держать внутри лодки. При случайном опрокидывании лодки он выпадает и будет удерживать ее на месте. В противном случае спасательная лодка МЛАС-1 ОБ быстро уйдет по ветру. Чтобы не потерять лодку, нужно привязать ее к себе.
Постепенную убыль газа из оболочки лодки надо пополнять с помощью ручного меха. Излишне лодку перекачивать не рекомендуется, так как плавучесть от этого не увеличивается. При обнаружении в оболочке лодки пробоины надо извлечь из мешка пробку необходимого диаметра и, энергично ввинчивая ее в отверстие, закрыть его до прекращения выделения пузырьков.
По материалам книги «Энциклопедия выживания».
Кудряшов В.