В летне-осенний период тревожные новости о пропавших без вести детях учащаются, на поиски поднимаются спасательные службы и добровольцы. Однако нередко случается, что дети получают травмы или становятся жертвами укусов ядовитых змей, даже находясь рядом с родителями, которые зачастую забывают, что прогулка по городскому парку и выход в лес — это две большие разницы.
Для начала обозначим ключевые риски, подстерегающие любого человека, отправляющегося на природу. В первую очередь, это негативное влияние погодных условий: сочетание температуры, влажности, ветра и осадков, способное привести к тепловому удару или переохлаждению. Часто сама местность, особенно если она труднопроходима и имеет густой растительный покров, повышает риск получения травм. Укусы насекомых, обитающих в естественной среде, могут привести к заражению различными заболеваниями, а укусы ядовитых пресмыкающихся требуют незамедлительной медицинской помощи. Кроме того, в лесу всегда сохраняется вероятность столкновения с дикими животными. Следует помнить и о такой угрозе, как лесной пожар, внезапно налетевший ураган или иное стихийное бедствие. Это лишь основной перечень опасностей — он весьма обширен, и каждая из них является достаточно серьезной.
В настоящее время, когда возможность вывезти семью на море или отправиться в отпуск за границу ограничена из-за пандемийных мер и иных социальных обстоятельств, люди все активнее начинают осваивать близлежащие природные зоны. Причем, не задумываясь о возможных последствиях, они берут с собой даже детей самого младшего возраста.
Итак, представьте себе обычного неподготовленного горожанина, чьи познания в ориентировании и выживании ограничиваются смутными воспоминаниями из школьной программы. Он собрался в лес, взяв с собой всю семью. Будучи уверенным, что это «ненадолго», он планирует к вечеру вернуться домой с грибами и ягодами, полный сил и впечатлений. Как говорится, дай Бог, чтобы так и произошло… Что же он берет с собой? Разумеется, мобильный телефон, без которого сегодня не обходится никто, емкости для сбора даров леса, легкий перекус и, возможно, средство от комаров и клещей. Он надевает удобную и, на его взгляд, практичную одежду (камуфляжных расцветок, немаркую, чтобы не была видна грязь) и прочную обувь. Компас он считает лишним, ведь в телефоне есть и навигатор, и соответствующее приложение. Спички и аптечку он также оставляет дома, потому что «ненадолго и скоро вернемся». Всё. Наши герои готовы к отдыху.
Но давайте задумаемся. Пробовали ли вы когда-нибудь отыскать в лесу человека в камуфляже, например, упавшего и не могущего двигаться? Работает ли повсеместно сотовая связь? Изучили ли мы по топографическим картам район, куда направляемся? Хватит ли заряда батареи телефона? Эти и многие другие вопросы неизбежно должны возникать у любого здравомыслящего человека. После таких недолгих сборов наши «герои» оказываются абсолютно беззащитными перед любыми опасностями, которые могут подстерегать их в лесу. Особенно если они заблудятся и им придется долго, возможно, не одни сутки, выбираться к людям, пока их не найдут спасатели или волонтеры. А если с ними дети? Или если ребенок потерялся один из-за того, что родители упустили его из виду? Существует бесчисленное множество подобных «если», с последствиями которых регулярно сталкиваются поисково-спасательные службы… Это не прогулка, а самый настоящий поход!
Давайте обратимся к рекомендациям профессионалов. На официальном портале МЧС России и сайтах поисково-спасательных отрядов всегда можно найти информацию от экспертов, которая поможет грамотно подготовиться к выходу на природу. Обратите внимание, мы говорим именно о «походе», поскольку никогда нельзя предугадать, что может произойти с вами наедине с дикой природой.
Спасатели советуют одеваться по сезону и выбирать одежду ярких цветов либо иметь на голове или верхней части туловища хорошо заметный элемент (светоотражатели, повязки, платки, жилеты и т.д.). Вещи следует укладывать в рюкзак, чтобы руки оставались свободными — например, чтобы взять удобную палку, которая послужит дополнительной опорой на сложных участках и для отпугивания змей. В другой руке обычно несут корзину или ведро.
Что же лучше взять с собой? Вот примерный список необходимых предметов, которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне:
- Сигнальное зеркало, позволяющее подать сигнал бедствия на расстояние до 30–40 км.
- Охотничьи спички.
- Свеча и электрический фонарик.
- Таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева укрытия.
- Свисток для подачи звуковых сигналов.
- Большой нож (мачете) в ножнах, который может выполнять функции ножа, топора, лопаты, остроги.
- Компас.
- Кусок плотной фольги и полиэтилена.
- Рыболовные снасти (если поблизости есть водоемы).
- Сигнальные патроны.
- Аварийный набор медикаментов.
- Запас воды и продовольствия.
- Мобильный телефон с дополнительным Power Bank-ом.
- Яркие платки, косынки, светоотражатели.
Многие из перечисленных вещей сегодня можно найти в так называемом браслете выживания, который представляет собой особым образом сплетенный паракордовый шнур с интегрированными предметами для ориентирования, розжига и прочими. Этот перечень может варьироваться в зависимости от конкретных условий и уровня подготовки человека, но в любом случае крайне желательно всегда иметь при себе карту местности.
Наиболее полной информацией о районе отличаются топографические карты. С их помощью можно максимально точно оценить рельеф, гидрографию, основные ориентиры, дорожную сеть и прочее. В туристических и рыбацких атласах, как правило, отсутствуют данные о рельефе, но зато они могут содержать актуальную информацию о дорогах, водоемах и населенных пунктах, поэтому также могут быть полезны.
Когда вы на электричке или машине добрались до места предполагаемого захода в лес, необходимо сориентировать карту и прямо на ней отметить крестиком точку входа. Идеально, если дома вы заранее наметите пунктиром планируемый маршрут и места для привалов, где можно будет перекусить и свериться с картой. Это поможет понять, не отклонились ли вы от пути, так как вы предварительно изучите рельеф и сможете избежать потенциально опасных зон вроде болот или оврагов. Сверяясь с картой, вы быстрее осознаете, что сбились с пути, когда ваше фактическое местоположение перестанет совпадать с нанесенными отметками.
Теперь несколько слов об одежде. Помимо цвета, при ее выборе нужно учитывать погодные условия и то, насколько хорошо она защищает от насекомых и возможного ухудшения погоды (дождь, ветер, похолодание, незапланированная ночевка). Особое внимание уделите одежде детей. Ее цвет должен хорошо выделяться на фоне лесного массива. Например, красный, лимонно-желтый, даже «кислотные» цвета в одежде или элементах экипировки, светоотражатели. Яркая одежда должна быть и на вас. Это позволит летом быстрее заметить ребенка и ему — вас, если он случайно отойдет. Осенью, выбираясь на природу, особенно в смешанный лес, используйте только те цвета и оттенки, которые будут контрастировать с пестрой листвой. Для этого отлично подойдут даже надетые поверх одежды сигнальные жилеты автомобилистов, которые будут хорошо заметны.
Вместе с детьми
Отправляясь с ребенком в лес, каждый родитель должен осознавать всю полноту ответственности за его жизнь и здоровье. За оставление несовершеннолетнего без присмотра предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа. В соответствии со ст. 156 УК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, влечет наложение штрафа и иные, более строгие меры, предусмотренные законодательством.
Однако проблемы с законом несопоставимы с личной трагедией родителей, которые по тем или иным причинам потеряли ребенка или своими неверными действиями (или бездействием) привели к его гибели в лесу. Понимая это, мы должны основательно подготовиться к совместному с детьми отдыху на природе.
Все дети чрезвычайно любознательны и любопытны. Они активно познают мир, в основном через непосредственное взаимодействие с ним, а не через простое наблюдение. Они — практики. Это означает, что ребенок будет стремиться все потрогать, попробовать на вкус и рассмотреть вблизи. Поэтому, отправляясь в лес с ребенком, один из взрослых должен забыть о собственном отдыхе и воспринимать эту прогулку как «практический урок» на природе, помогающий ребенку познавать окружающий мир. Это значит, что вы должны постоянно находиться рядом с ним, не упуская его из виду ни на мгновение. Я полагаю, каждый понимает, сколько времени потребуется ребенку, чтобы съесть ядовитую ягоду или схватить гадюку за хвост… Секунды, а последствия таких действий могут быть самыми трагичными.
Даже подросток нуждается в контроле и ненавязчивом (с учетом психологических особенностей возраста) присмотре со стороны старших. Лучше всего организовать это в форме игры: «Следопыты», «Охотники за сокровищами» и т.п., где четко оговорены условия и правила поведения. Но самое главное, что необходимо внедрить, — это дисциплина и беспрекословное выполнение указаний старшего (папы или другого взрослого). Таким образом, используя несложные педагогические приемы, взрослые могут корректировать поведение детей в лесу, пресекая шалости и опасные действия. Такой организованный досуг позволит избежать бесцельного блуждания по лесу, а также поможет отвлечь детей от гаджетов, без которых им часто бывает скучно. А здесь — игра на свежем воздухе, адреналин, азарт, движение — именно то, что нужно.
Формируем навыки
Ключевую роль в предотвращении опасных ситуаций с детьми играет профилактическая работа в семье. Она включает чтение (соответствующих возрасту) книг о безопасном поведении в лесу с разглядыванием крупных, качественных иллюстраций, на которых изображены ядовитые грибы, растения и дикие животные, с пояснениями, чем они опасны и как этой опасности избежать. То же самое — просмотр тематических фильмов и мультфильмов. Существуют даже компьютерные и планшетные игры на эту тему. Для закрепления материала у самых маленьких лучше использовать предметно-ролевые игры с любимыми игрушками. Например, любимый мишка не послушался маму и заблудился. Давай его найдем. После непростых поисков (игрушку нужно хорошо спрятать, но недалеко) следует проанализировать с ребенком, почему мишку было трудно найти. Ребенка нужно подвести к выводам: мишку было плохо видно, потому что он сливался с окружающей обстановкой; он молчал и не отзывался; у него не было телефона, чтобы связаться; он ушел, никому не сказав, — и другим важным умозаключениям.
Обязательно нужно играть с ребенком в игры, моделирующие ситуации: «А что бы ты делал, если бы…?» (потерялся, упал, увидел незнакомый предмет, чужого человека, животное и др.). Вся эта несложная подготовительная работа, повторюсь, должна быть систематической, последовательной и цикличной в рамках общего семейного воспитательного процесса. Если вы просто проведете с ребенком беседу накануне выхода, польза от этого будет невелика. Необходимо сформировать устойчивый навык основ выживания в природной среде. Для этого всегда ставьте себя на место ребенка. Смогли бы вы усвоить новую информацию, например, по пожаротушению, без регулярного инструктажа на работе и практических тренировок? Дети еще в меньшей степени способны воспринимать абстрактный материал, и чем младше ребенок, тем эта способность ниже. Поэтому родителям необходимо постоянно беседовать с ребенком о безопасном поведении, не полагаясь исключительно на образовательные учреждения.
Потерялся: действия ребенка
Родителям следует знать психологические особенности поведения ребенка в ситуации потери и заранее прорабатывать их вместе с ним. Существует ряд отличий от рекомендаций на случай, если ребенок потерялся в городе, поскольку в лесу рядом нет людей.
Когда ребенок понимает, что потерялся, его может охватить панический страх, и в этом состоянии он начинает метаться, бежать без оглядки или, наоборот, затаивается в укромном месте, чтобы его никто не нашел. Важно донести до ребенка, что бояться не стоит, вы обязательно будете его искать и сделаете для этого все возможное. Уверенность в том, что его найдут, придаст ему сил. Скажите, что, пока он ждет взрослых, он может петь песни, читать стихи, рассказывать себе сказки, вспоминать таблицу умножения — такие действия помогут отогнать страшные мысли и не допустить приступа паники.
Многие дети боятся, что когда их найдут, их станут ругать за сам факт того, что они потерялись. Именно поэтому известны случаи, когда дети тихо сидят под кустом в лесу и не подают признаков жизни. Это значит, что, проигрывая ситуации и разъясняя правила, нужно постараться донести мысль, что теряются не только дети, но и взрослые, и что найденного человека никогда не ругают! Крайне важно убедить ребенка: если он потеряется, его ни в коем случае не будут бранить, родители будут только счастливы, что с ним все в порядке и он нашелся. Если дети уверены в вашей любви, они будут меньше поддаваться страху, паниковать и постараются помочь себя найти.
Снова же, в процессе игры с игрушками можно задавать ребенку вопросы: «Как чувствовала себя мама потерявшегося ребенка?», «Что сделал папа, когда нашел сына?» и т.д.
Объясните детям: как только родители поймут, что ребенок пропал, его начнут искать не только они, но и незнакомые ему спасатели и волонтеры, и он должен понимать, что это — помощь. Поэтому очень важно прислушиваться к звукам, чтобы не пропустить спасателей. Также важно подавать сигналы самому: можно кричать, свистеть в свисток, стучать палкой по дереву, пытаясь привлечь внимание взрослых.
Выше мы упомянули о важности правильного сбора ребенка в лес, и, конечно, не стоит его заранее запугивать возможностью потеряться. Но предупрежден — значит вооружен. Соберите небольшой рюкзачок вместе с ребенком, чтобы он знал, что в нем лежит. Пусть там будут мобильный телефон, бутылочка с водой, шоколадный батончик и свисток. Также можно положить визитку с адресом и контактными телефонами. Для самых маленьких существуют варианты с импульсными рациями или радионянями. Ребенок должен знать, что запас воды и еды не нужно тратить сразу, как только он понял, что потерялся, а телефон нельзя разряжать, чтобы сохранить связь со спасателями и волонтерами.
Если ребенок осознал, что заблудился в лесу, он должен остановиться и осмотреться, попытаться позвать родителей и внимательно прислушаться, не последует ли ответ. Чтобы не тратить силы и не сорвать голос, он может воспользоваться свистком.
Один из самых сильных страхов для человека любого возраста — одиночество. Нужно подойти к любому приглянувшемуся дереву и сесть рядом или облокотиться на него. Так ребенок сэкономит силы и поборет страх. Пусть дерево станет ему другом, пока взрослые его ищут.
Очень важно объяснить ребенку, что ни в коем случае нельзя приближаться к водоемам, как бы сильно ему ни хотелось пить. Без взрослого к воде подходить нельзя! И еще одно важное правило: в лесу нельзя спать. Если ребенок уснет, докричаться до него будет практически невозможно. Также нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы или ягоды и подходить к диким животным, особенно к их детенышам. Не запугивая, объясните, что животные не нападают без причины.
Все имеет свойство забываться. И если вы один раз расскажете ребенку эти правила, он, скорее всего, их забудет. Подобные алгоритмы действий можно проигрывать с куклами, рассказывать специальные сказки и обсуждать с ребенком, задавая наводящие вопросы: «Как думаешь, что должен сделать мальчик из сказки, если потерялся?», «Что сделать собачке, если она не видит маму?». Так вы вместе с ребенком надежно закрепите основные правила поведения в подобной ситуации.
Действия родителей
Если вы обнаружили, что ребенок пропал, постарайтесь не поддаваться панике, вспомните, где и когда вы видели его в последний раз, что он делал. Немедленно вызывайте спасателей по номеру 112, если не смогли найти его самостоятельно в течение нескольких минут и он не откликается. Если ребенок потерялся, область поисков расширяется очень быстро из-за его перемещений, поэтому скорость реакции имеет критическое значение. Медлительность опасна, особенно в условиях ухудшения погоды (дождь, ветер), которые могут уничтожить следы. Обратите на это особое внимание.
Сообщите спасателям четко и внятно описание одежды ребенка, назовите его имя и другие важные приметы, которые могут помочь в поиске. Спасатели МЧС чаще всего задают следующие вопросы: Как зовут ребенка и его возраст? Где и когда вы видели его в последний раз? Во что он был одет? Какого цвета одежда? Как долго и где вы его уже искали? Был ли ребенок расстроен или обижен? Он был один или с кем-то? Когда он последний раз ел? Имеет ли он хронические заболевания, аллергии? (И т.д.) Эти вопросы задаются с одной целью — составить максимально четкое представление о ребенке. Зная их заранее, вы сможете подготовиться к разговору, не тратить впустую заряд батареи телефона и ускорить начало поисков.
Но вот самое страшное позади, ваш ребенок найден, и здесь крайне важно взять себя в руки. Ребенок напуган, обнимите его — физический контакт поможет снять напряжение, установите с ним зрительный контакт, успокойте своим дыханием. Если ребенок не может успокоиться, помогите ему справиться с эмоциями, расскажите, что вы тоже очень испугались, но никогда не сомневались, что найдете его. Чтобы справиться с собственными переживаниями, поговорите с близкими, поделитесь с ними своими страхами и мыслями. Не вините себя в случившемся, но проанализируйте ситуацию и постарайтесь извлечь из нее урок.
Спустя несколько дней после инцидента мягко обсудите с ребенком произошедшее, спросите, как он себя вел, какие правила вспомнил, и если он действовал правильно — обязательно похвалите его. Если же его действия были неверными, спокойно и терпеливо повторите алгоритм поведения в такой ситуации.
Соблюдая эти несложные, но проверенные рекомендации, вы сможете по-настоящему отдохнуть на природе, получить заряд бодрости и привить детям любовь и бережное отношение к природе родного края.
Отличного и, что главное, безопасного вам отдыха!