Энциклопедия выживания на море. Введение

Мореплавание с каждым годом становится безопаснее. Это обусловлено созданием более современных конструкций кораблей и судов, новых систем навигации, надежных средств борьбы за живучесть и т. п. Тем не менее статистика показывает, что потери мирового флота пока все же велики. По данным страховых компаний и Регистра «Ллойда», ежегодно гибнет около 150 — 200 судов и получают повреждения в среднем 7300 судов [9]. Доля России — около 40 аварий в год [7]. При этом оказывается в воде и тонет огромное количество людей.

Вот хронология крупнейших кораблекрушений, происшедших только в XX веке:

1912 год, 15 апреля: затонул британский лайнер «Титаник», погибло 1489 человек.

1914  год, 29 мая: канадский пассажирский лайнер « Эм- пресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстад», погибло 1012 человек.

Продолжить чтение

Человек терпит бедствие

В настоящее время в международной морской практике принято: после того как судно «пропадет», вести его поиски до 10 суток, после чего они прекращаются. Считают, что дальнейшие усилия в этом направлении совершенно бесполезны, никто из потерпевших кораблекрушение в открытом море не останется в живых. Такая точка зрения обосновывается тем, что ни человек, ни снаряжение в данном случае якобы не способны на большее.

Возникает вопрос, неужели условия, в которые попадают потерпевшие кораблекрушение, фатальны, а гибель людей неотвратима? Нет. История знает случаи, когда люди, оказавшиеся за бортом не по своей воле, выходили победителями.

Сколько может продержаться человек на спасательных средствах или аварийных судах, оставшись «один на один» с океаном при ограниченных запасах воды и пищи? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к специальной литературе и газетным сообщениям, освещающим данную тему.

Продолжить чтение

Факторы, способствующие гибели

На основании исследований, а также обобщения опыта спасения экипажей погибших за период 1940— 1944 годов 448 английских торговых судов, на борту которых находилось 27 тысяч моряков, Медицинский исследовательский совет Великобритании установил, что основными факторами, которые ограничивают выживание терпящих бедствие на море, находящихся на спасательных средствах, являются поражение холодом (охлаждение), отсутствие пресной воды и пищи, употребление для питья морской воды, ранения, опасности плавания по океану в малых и переполненных шлюпках и склонность к самоубийствам [56].

На психическую травму людей, которой подвергаются потерпевшие кораблекрушение, считая ее одной из главных причин, приводящих к смерти, первым обратил внимание французский врач А. Бомбар [4].

В результате морских катастроф уходят в иной мир около 200 тысяч человек каждый год, из них 50 тысяч погибает непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тысяч умирает на спасательных средствах, причем в условиях, не являющихся действительно фатальными. Остальных море забирает в свою пучину вместе с судами и кораблями.

Продолжить чтение

Действия при оставлении судна

Мировой океан занимает около 70,8 % поверхности земли. С учетом физико-географических особенностей (температуры и влажности воздуха, солнечной радиации, ветрового режима) в нем выделяют пять зон: полярную, умеренную (60—40° северной и южной широт), субтропическую (40 — 50° и 30 — 40°), тропическую (25—30° и 8°) и экваториальную. В результате действия ветров, солнечного тепла и вращения Земли сложилась система течений, охватывающих весь Мировой океан. Скорость течений колеблется в широких пределах — от 15 — 50 до 100 — 200 см/с. Наиболее устойчивыми и быстрыми из них являются: Гольфстрим и Гвианское — в Атлантическом океане; Сомалийское — в Индийском; Минданао, Куросиво и Восточно-Австралийское — в Тихом.

Восточные пассаты — ветры, дующие в тропической зоне с востока на запад в течение всего года, — образуют мощные пассатные течения: Северное и Южное.

Животный мир океана насчитывает свыше 180 тысяч видов живых существ, растительный — около 15 тысяч видов водорослей.

Продолжить чтение

Сигнализация и связь

Для того чтобы привлечь внимание проходящих судов, летящих вертолетов и самолетов, на спасательных средствах имеется запас сигнальных средств. Однако пользоваться ими следует разумно, когда есть уверенность, что сигнал бедствия может быть увиден или услышан. Особенно это относится к пиротехническим средствам, количество которых на плотах и шлюпках ограничено. Так же экономно нужно расходовать батарейку сигнального фонаря.

Пользоваться пиротехническими средствами — парашютными ракетами и сигнальными патронами (фальшфейерами) — следует по инструкциям, имеющимся на самих пиротехнических средствах или вложеным в полиэтиленовые пакеты, в которых средства хранятся.

В дневное время ракеты и сигнальные огни видны с дистанции 2 — 3 мили, ночью — с расстояния 6 — 9 миль.

Продолжить чтение

Переохлаждение в воде

Для моряка, оказавшегося за бортом, большую опасность представляет переохлаждение организма, или гипотермия. Вот несколько убедительных примеров. В ночь на 15 апреля 1912 года гигантский британский лайнер «Титаник», следовавший из Саутгемптона в Нью-Йорк, в северной части Атлантического океана столкнулся с айсбергом и затонул. Прошел 1 ч 50 мин, и суда, принявшие сигнал бедствия, прибыли к месту трагедии. Они подняли на борт людей, находившихся в шлюпках, но ни одного из 1489 пассажиров, оказавшихся в ледяной воде, спасти не удалось. В ту кошмарную ночь температура воды в океане была около + 1 °С, а воздуха — 0 °С [57].

19 декабря 1963 года близ острова Мадейра потерпел аварию греческий теплоход «Лакония», имевший на борту 1028 человек. Температура воды в том районе составляла + 18 °С. Первые суда подоспели на помощь через 3 ч, однако 113 человек, поднятых из воды в спасательных жилетах, оказались мертвыми. Причиной их гибели, как было установлено, явилось переохлаждение [2].

Продолжить чтение

Правила поведения оказавшихся за бортом

Правильные и рациональные действия людей, попавших в воду, соблюдение ими определенных правил поведения, направленных на уменьшение отдачи тепла, позволяют экономично использовать наличные и резервные возможности организма в схватке с холодом, что в итоге увеличивает продолжительность жизни потерпевших.

Каковы должны быть действия человека, попавшего в холодную воду?

Прежде чем перечислить их, следует заметить, что человек, оказавшийся в холодной воде после оставления гибнущего судна или корабля, может погибнуть гораздо раньше, чем наступит гипотермия. Одна из причин фатальных исходов — нарушение функции внешнего дыхания, обусловленное обширным раздражением Холодовых рецепторов кожи. Оно проявляется стремительно развивающейся усиленной вентиляцией легких (гипервентиляцией). При быстром погружении в холодную воду гипервентиляция значительно увеличивает риск смерти, так как при плавании в дыхательные пути потерпевшего может попасть вода. Кроме того, у находящегося в холодной воде существенно уменьшается время произвольной задержки дыхания. Поэтому, оказавшись по какой- либо причине под водой, пострадавший может непроизвольно сделать вдох и погибнуть.

Продолжить чтение

Поведение в спасательном плавсредстве

Как только спасающиеся оказались на шлюпке или плоту, они должны немедленно начать борьбу с холодом. Если в спасательном средстве сухо, то нужно снять одежду и отжать ее. Как уже отмечалось, шерстяные вещи являются прекрасным тепловым изолятором, даже если они намокли. Поэтому шерстяная одежда должна быть надета непосредственно на обнаженное тело, а поверх нее — хлопчатобумажная (или из других тканей) одежда, предварительно отжатая.

Следует помнить, что потерпевший испытывает значительную потерю тепла, находясь на плоту или в шлюпке с непокрытой головой. Поэтому голова и шея должны быть хорошо укутаны.

Обувь необходимо снять, так как она затрудняет кровообращение в ногах. Носки следует надеть наполовину, то есть пальцы ног должны находиться в пятках носков, это тоже будет способствовать сохранению тепла.

Продолжить чтение

Энциклопедия выживания на море. Перегревание организма

Во время нахождения в океане, в этой гигантской водной пустыне, на спасательных плавстредствах потерпевшим бедствие приходится сталкиваться с различными факторами внешней среды, оказывающими неблагоприятное воздействие на их организм. Так, при плавании в низких широтах у потерпевших нередко возникает перегревание организма.

Тепловые поражения в тропической зоне Мирового океана обусловлены высоким уровнем температуры наружного воздуха, забортной воды и интенсивной солнечной радиацией. Воздух в этих районах нагревается до 32 — 40 °С и выше, вода — до 30 °С, а годовая суммарная солнечная радиация составляет 120—180 ккал/см2.

Перегревание — это патологическое состояние, характеризующееся повышением температуры тела, расстройством всех функций и систем организма. Оно обусловлено недостаточностью физиологической терморегуляции в условиях повышенной температуры внешней среды.

Продолжить чтение

Энциклопедия выживания на море. Водообеспечение

Организм человека почти на 70 % состоит из жидких сред. Большая их часть (до 50 %) находится внутри клеток, а остальная — приходится на долю внеклеточной жидкости. Больше всего жидкости содержится в клетках серого вещества мозга, почек, сердечной мышцы.

Вода участвует в многообразных и непрерывных процессах обмена веществ.

Потеря воды организмом всего на несколько процентов приводит к расстройству его жизнедеятельности, а обеднение более чем на 10 % вызывает серьезные расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной смерти человека.

В районах с умеренной температурой при относительно ограниченной мышечной деятельности потребность в воде составляет 1,5 —2,0 л в сутки. При высокой температуре воздуха, особенно в тропиках, она превышает 4 — 6 и более литров в сутки.

Продолжить чтение

Энциклопедия выживания на море. Питание

Для терпящих бедствие на море недостаток пищи не столь опасен, как нехватка воды. Известно, что человек в течение длительного времени может обходиться без еды, сохраняя высокую физическую и психическую активность.

Как долго человек может обходиться без пищи?

Более полувека назад в городе Корк (Ирландия) 11 патриотов решили провести голодную забастовку в знак протеста против британского господства в стране. Первый заключенный в тюрьме (Мак-Суини) умер на 74-й день, второй — на 88-й день, остальные 9 человек на 94-й день отказались от голода, постепенно поправились и остались живы.

Еще более продолжительное голодание — 119 дней — было зарегистрировано американскими медиками в Лос-Анджелесе: они наблюдали страдавшую ожирением Элен Джонс, которая весила 143 кг. Ежедневно во время голодания она выпивала по 3 л воды. Кроме того, дважды в неделю ей делали витаминизированное впрыскивание. Вес пациентки за 17 недель уменьшился до 81 кг, и чувствовала она себя хорошо.

Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,153 сек. | 14.15 МБ