Снаряжение: одежда

Подбирая одежду для лыжного похода, нужно иметь в виду резко изменяющиеся физические нагрузки. Например, при движении в гору или при троплении по глубокому рыхлому снегу гораздо чаще бывает жарко, нежели холодно, но, остановившись, даже для короткого отдыха (оставаясь в той же одежде), быстро переохлаждаешься. Во время лагерных работ приходится одеваться значительно теплее, чем при переходе; при разбивке лагеря в пургу нужна очень теплая и плотная одежда. В предельном случае в походе надевается весь наличный запас одежды одновременно, и не должно быть элементов одежды, взаимно исключающих друг друга.

Зимняя одежда должна возможно меньше стеснять движения лыжника, иметь теплоизоляционные слои и слои для защиты

от ветра. Теплоизоляция обеспечивается воздухом в порах одежды. Этот воздух называют «инертным», так как, заключенный в малых объемах, он не может перемешиваться и, нагретый выше температуры окружающей среды, остается неподвижен, не уступает места новому, холодному, воздуху. Теплопроводность инертного воздуха мала, теплоемкость ничтожна.

Для создания объемов инертного воздуха ткань должна быть пористой, обладать упругостью и иметь возможно большую толщину. Продолжить чтение

О тактике в лыжном путешествии

На лыжах, на собачьих упряжках полярные путешественники достигали районов, никогда никому не доступных, все ближе подходили к полюсам земли. Это была борьба за расстояния: вспомогательные группы, передвижение грузов, организация складов, рационы для людей, рационы для собак, график забоя собак в пищу другим собакам и в пищу людям…

На многие месяцы люди уходили в ледяную пустыню. Ошибка, промедление, малейший просчет — и они навсегда тонули в тысячекилометровых расстояниях. Основной вопрос тактики был — как уйти возможно дальше.

Медленным было восхождение к полюсам, но тот путь вел к великому совершенству личности, и это коснулось всех людей.

Теперь через Северный полюс в рейсовых самолетах летают дети, но стремление путешествовать силой своих личных качеств остается. Продолжить чтение

Снаряжение: тормозилы

Многочисленные конструкции тормозящих устройств страдают одним недостатком — они съемные. Заставить лыжи плохо скользить — дело нехитрое. Можно намазать их в мороз мазью для оттепели, подвязать снизу альпинистские кошки, навязать на скользящую поверхность веревок, ремней, лент. Но все это придется делать на морозе, на ветру, а потом в такой же обстановке снимать.

Практически при чередовании спусков и подъемов, даже не чаще одного раза в 2 часа, «переоборудованием» лыж не занимаются — поднимаются обычными способами.

«Легкосъемные тормозящие устройства» **, конечно, лучше «трудносъемных», но и их приходится надевать и снимать, нагибаясь с рюкзаком, или, задирая лыжу, возиться с ними на заснеженной лыже голыми руками, сняв рукавицы. Кроме всего прочего, тормозилы нужно носить в карманах одежды или рюкзака (последнее еще более затрудняет пользование ими).

** См. Шимановский В. Горнолыжный туризм. ФиС, 1965.

Продолжить чтение

Немного о походах не только зимних

Сложность походов не должна превышать возможности их участников.

Маршрут спортивного путешествия, состав группы, руководитель ее проверяются и утверждаются маршрутной комиссией. Обращаются спортивные группы в комиссии добровольно. Но часто новички руководствуются исключительно желаниями и чувствами, не давая себе труда осмыслить опыт, накопленный до них.

 

В каждой походной группе есть руководитель. Его могут специально не выбирать, но он есть, фактический руководитель и

во время подготовки похода и на маршруте.

Проявляя смелую инициативу, создавая спортивную идею похода, сложную, увлекающую остротой, руководитель группы определяет для себя уровень необходимых сведений и знаний, позволяющих надеяться на успех. Он готовит поход, и это дело его добросовестности. Продолжить чтение

Движение: привалы

Во время движения необходим периодический отдых, но единого правила тут нет. При троплении глубокой лыжни одновременно всей группе отдыхать нерационально (особенно если одна часть группы тропит, а другая несет груз). При тяжелом троплении скорость движения так мала, что группа не растягивается, отдыхая по частям. Время отдыха и интервалы между привалами определяются в этом случае скоростью тропления и численностью группы. Можно обеспечить такую организацию движения, что люди с тяжелыми рюкзаками будут Двигаться наивыгоднейшим темпом, а тропление не будет прерываться ни на минуту в течение всего дня. Для этого может потребоваться довольно сложный порядок перестановки людей и обмена рюкзаками.

При троплении неглубокой лыжни, при движении по готовой лыжне или по плотному снегу постоянное по времени чередование движения (например, 50 минут) и отдыха (10 минут) соблюдают лишь при ходьбе по очень однообразной местности (по реке, лесной просеке, редкому лесу, тундре). Если же местность интересна, то остановки обычно связаны с определенными участками пути: на перевале, на перегибе склона, в понижении хребта, на вершине. Часто отдых и не требует привала в обычном понимании (снять рюкзаки и сидеть), достаточно остановиться и, не снимая рюкзака, опереть его на лыжные палки. Или, замедлив ход, идти рядом, разговаривая и пр.

Продолжить чтение

Снаряжение: спальные мешки и подстилки

Спальный мешок — исключительный предмет зимнего снаряжения. Представьте разницу в самочувствии и настроении человека, каждую ночь удобно спящего в тепле или много ночей подряд мучающегося в холоде и тесноте.

Только очень хорошие индивидуальные мешки обеспечивают зимой полноценный отдых в сильный мороз (в продаже таких нет). И наоборот, дешевые примитивные самодельные многоместные мешки выполняют свое назначение почти всегда. Нужно очень плохо продумать и изготовить многоместный спальный мешок, чтобы в нем было холодно.

Удобны 3- и 4-местные мешки. Есть опыт изготовления и 8-местных, но они должны быть особенно тщательно сконструированы и изготовлены из качественных материалов, чтобы иметь удовлетворительный вес и объем. Кроме того, 8-местный мешок должен проектироваться из расчета на определенную палатку. Продолжить чтение

Особенности лыжных путешествий: усталость

Морозный день в походе не один. Их может быть вдали от жилья десять и много больше. Растет желание скинуть напряжение, расслабиться. Разве не должен человек, наконец, почувствовать тепло со всех сторон, и слепа, и справа, и снизу, постоянное надежное тепло, не требующее никакой заботы, чтобы мороз больше не стерег?

Это усталость. Она влияет на психику, формирует настроение. Устойчивость к ней дается только опытом зимних походов — специальным «зимним опытом», который не получить даже в условиях стационарной полярной зимовки. Он свойствен полярным путешественникам, жителям Севера, кочующим зимой, иногда охотникам.

Часто сильные лыжники-гонщики (новички в походах) через несколько дней пути в «ненаселенке» впадают в состояние тяжелой депрессии.

Зимний опыт накапливается от похода к походу. Все больше дней подряд можно идти. Все дальше отодвигается день, который должен окончиться ночлегом и отдыхом в теплом жилье. Но не переходите этот день в безлюдье; тогда, бывает, спутники грубят друг другу и долго потом жалеют об этом. Продолжить чтение

Метки: | Комментарии к записи Особенности лыжных путешествий: усталость отключены

Путешествия на лыжах. Вместо введения

Расстояния сами по себе не трогают. Однажды в одном из первых походов, на зеленом склоне, залитом солнцем, я заснул. Легкий ветер сдувал жару, и от тех часов запало в память чувство необычайного покоя. А было двести километров до поселков и дорог.

 

Но если до жилья сто километров зимней тайги, полузамерзших рек, глубокого снега — сто километров мороза?

…Тропишь лыжами снег. Ноги вязнут выше колен. Сил хватает на двадцать шагов. Белая пушистая стихия…

Отхожу в сторону, пропускаю вперед следующего за мной. Вот и он сменяется. Стоит, уткнувшись в снег, пока проходим мимо, и выезжает на лыжню за мной. Теперь иду седьмым, потом шестым… Скоро опять тропить мне…

 

Никогда одному не вылезти отсюда! Продолжить чтение

Метки: | Комментарии к записи Путешествия на лыжах. Вместо введения отключены

Снаряжение: «таежная» палатка

В таежном походе, если возможность безлесной ночевки исключена, при численности группы свыше 8 человек (9—12) удобно использовать очень легкую шатровую палатку из тонкой ткани и без пола.

Отдыхая в такой «таежной» палатке, ее интенсивно отапливают печью, а если спальные мешки недостаточно теплые, то топят всю ночь.

Скаты у такой палатки удобно сшить из водонепроницаемою материала (аэростатная ткань и пр.). В этом случае необходимо в вершине шатра сделать большое вентиляционное отверстие для выхода водяного пара. Отверстие нужно держать открытым все время, пока топится печь. Продолжить чтение

Снаряжение: нагревательные приборы

Бензиновые примуса широко применяются в спортивных походах. Несмотря на кажущуюся простоту и удобство в эксплуатации, они требуют аккуратного и внимательного обращения. Прежде всего необходимо усвоить принцип их работы.

В холодном примусе бензин поднимается по гигроскопичному фитилю из бачка в колонку. Для разжигания примуса колонку нагревают, поджигая под ней (в специальной чашечке или в канавке на бачке) любой горючий материал (спирт, бензин, гексу, стеарин и пр.), причем пламя охватывает и горелку. Бензин в фитиле испаряется, пары нагреваются в колонке. Вырываясь из форсунки, они смешиваются в горелке с воздухом и сгорают; горелка при этом разогревается.

Горелка медная (латунная), она обладает большой теплопроводностью и, будучи плотно соединена с колонкой, разогревает ее во время работы примуса. Продолжить чтение

Движение: спуски и подъемы

По глубокому снегу на равнинных лыжах (ботинках, креплениях) с тяжелым рюкзаком с горы спуститься очень трудно. А если склон крутой и зарос густым лесом с подлеском, то, пожалуй, лучше не ехать, а спускаться ступающим шагом — «лесенкой».

В очень глубоком тяжелом (не пушистом) снегу, утопая в нем по колено, лыжник может медленно съезжать, тормозя согнутой ногой, загребая снег коленом. Для такого спуска нужны очень мягкие лыжи с широким податливым носком, чтобы они, прогибаясь, стремились «всплыть» в снегу. Жесткие, в частности обычные горные, лыжи будут зарываться в снег, «втыкаться» носками.

При таких спусках обычная техника поворотов и торможения неприменима: о современной технике поворотов на равнинном снаряжении и говорить не приходится, но даже и старую упоровую технику использовать нельзя.

Небольшое изменение направления можно обеспечить переступанием, но и то не на слишком глубоком снегу и практически лишь на скорости пешехода. Что же касается экстренного торможения, то для этого просто садятся в снег (и поступают при этом вполне разумно). Продолжить чтение

  • Стр. 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • >

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 50 | 0,270 сек. | 32.22 МБ