Движение: лесные маршруты

Глубокий рыхлый снег — основное препятствие при движении в тайге.

В сильный снегопад во время оттепели при глубине лыжни 15 см движение уже затруднено, даже если удается, хорошо подобрав лыжные мази, избежать подлипа.

 

После теплого снегопада в мороз снег смерзается, становится тяжелым и жестким, но проваливается под лыжами, так как замерз рыхлой массой слегка сцепившихся больших хлопьев. Такой снег неприятен для лыжника, но можно с успехом использовать способ тропления «перешагиванием». Он заключается в том, что ненагруженная лыжа выдвигается как можно дальше вперед, по поверхности снега, и только после этого вес лыжника переносится на нее. Другая нога, в свою очередь, разгружается и так же «шагает через снег».

 

В оттепель такой лыжный шаг не годится: снег будет подлипать, и, как это ни трудно, придется, загружая лыжи, с силой давя на них, скользить, преодолевая сопротивление мокрого тяжелого снега.

 

Когда после продолжительной оттепели без снегопадов наступает морозная погода, раскисший снег замерзает крепкой коркой. Такой морозный наст может выдерживать лыжника с рюкзаком, и тогда в тайге открыта дорога путешественникам. Весной морозный наст образуется из-за суточных колебаний температуры и дневной инсоляции. В каждом лесном районе весной есть время, наиболее удобное для лыжных путешествий. Поздней весной иногда лучше двигаться ночью и рано утром, пока еще не раскис морозный наст, а спать днем — на солнце.

 

В морозный снегопад, без ветра снег ложится легким сухим пухом. Слой до 15 см такого свежего снега, лежащего на морозном насте, не затрудняет движения группы. Техника лыжного хода остается такой же, как на лыжне, и один человек может подолгу идти впереди, не сменяясь.

 

При глубине лыжни от 20 до 30 см, как правило, лыжню тропят «перешагиванием». Тропящий тратит энергии значительно больше идущих сзади и должен часто сменяться. Лыжня после него получается неровная, «рваная», и идущий вторым тратит много сил на ее выравнивание.

 

Сильный лыжник не должен прокладывать лыжню дольше других хотя бы уже потому, что идущему за ним придется приступить к троплению, устав от долгого выравнивания лыжни. Обычно при троплении «перешагиванием» смену тропящих устанавливает руководитель группы, подавая команду каждому из них.

При глубине лыжни свыше 30 см тропить «перешагиванием» не удается (ногу приходится поднимать слишком высоко, шаг укорачивается). Приходится «пропахивать» снег, при этом нужно стремиться максимально удлинить шаг и сколько возможно скользить на лыже.

 

При глубине лыжни 50 см тропить очень тяжело. Скорость движения может быть менее 1 км/час. Каждый тропящий проходит обычно не более определенного количества шагов, установленного руководителем группы, и сменяется без команды. На таком тяжелом снегу передний работает изо всех сил и быстро сменяется.

 

Лыжня глубиной 50 см бывает относительно редко: в узких засыпанных снегом долинах речек и ручьев, на границе леса в долинах. Такие места следует по возможности обходить.

 

С тяжелым грузом пробивать глубокую лыжню не рационально. Если участок короткий (2—3 км), следует оставить груз и пробить лыжню налегке. Несмотря на удлинение пути в три раза, такой прием может сильно сэкономить время. Есть еще способ тропления — «челнок»: каждый, приступая к троплению, снимает рюкзак, а потом возвращается за ним.

 

Если глубокую лыжню приходится тропить целый день или несколько дней подряд, стоит разделиться на две группы. Одна группа, основной груз передав товарищам из другой группы, идущим сзади по готовой лыжне, пробивает лыжню, неся сильно облегченные рюкзаки. Даже с легкими рюкзаками скорость тропления редко превышает 2 км/час. Идти так медленно по лыжне с тяжелым рюкзаком трудно, поэтому несущим груз приходится делать частые привалы. Тропящие работают без остановки. Через определенное время участники меняются ролями.

 

После остановки на ночлег часть группы занимается разбивкой бивуака, а остальные без рюкзаков продолжают тропление иногда даже в течение 3—4 часов.

 

Несмотря на все это, часто приходится довольствоваться дневным переходом всего лишь в 10 км и меньше.

При прокладывании маршрута в лесной зоне придерживаются речных долин. В большинстве случаев удобно идти прямо по льду рек. Путь по малым рекам очень извилист, но даже крутые повороты реки срезать по густому лесу нерационально. Исключение составляют верховья малых рек, покрытых очень толстым слоем снега, и речки, изобилующие завалами. Завалы, встречаясь иногда через каждые 50—100 м, делают переход по реке совершенно невозможным.

 

При движении по густому лесу днем скорость может; быть менее 1 км/час, а в темноте совсем ничтожна. В середине зимы нужно выходить с ночлега еще в утренних сумерках, чтобы использовать для движения каждую минуту светлого времени. Останавливаться на ночлег приходится засветло, так как найти сухое дерево при свете фонаря в густом лесу трудно.

 

Нужное направление в лесу в пасмурную погоду определяется исключительно по компасу. Обычно с компасом работает один человек, идущий в конце группы и не участвующий в троплении лыжни. Он видит впереди себя группу и, принимая

за линию движения направление на тропящего, дает поправки по компасу, командуя: «Лево», «Право». Команды надо стараться подавать в момент, когда тропящий заканчивает обход очередного препятствия (путь лыжника в лесу гораздо извилистее, чем путь пешехода).

 

Выдерживая направление по компасу, приходится двигаться на водораздельных участках. Если на карте обозначены озера

и болота, предпочтительно пересекать водораздел по ним. На болотах в середине зимы редко встречаются незамерзшие участки (они распознаются по запаху гниения, поднимающемуся пару, желтой окраске снега). Чаще встречается вода под снегом на льду больших озер, выступающая под давлением льда. Она не представляет опасности, но движение затрудняется из-за подмерзания лыж. Открытых полыней и слабого льда следует опасаться в местах впадения в озера рек

и ручьев.

При движении по озеру нужно следить по карте за такими местами и проходить их с большой осторожностью.

Пересекая водораздел и не видя обозначенных на карте ориентиров, нужно выбрать такое направление движения, чтобы ошибка была однозначной. На рис. 36 изображен вариант выхода в верховья реки, текущей вдоль линии движения. В данном случае заведомо сделана ошибка влево, чтобы, перейдя водораздел, не гадать, где находится речка, и не «гулять»

в разведку, тропя лыжню, а уверенно двигаться всей группой вправо (разведка зимой в лесу отнимает во много раз больше

времени, чем летом).

После нескольких дней похода по лесу (вдали от населенных пунктов и дорог), выходя в населенные места, можно встретить санный след. На десятки километров тянется он порой от деревень. Это зимой вывозят с покосов заготовленное

с лета сено. В лесу, в кустарнике сено цепляется за ветки, и видно, в какую сторону его везли,— в той стороне и деревня.

 

ДВИЖЕНИЕ: Лесные маршруты

 

 

 

В лесной зоне значительно труднее, чем в горах, найти правильный путь. В сомнительных случаях лучше заночевать и не

спеша обдумать обстановку. Чем большее расстояние пройдено наугад, тем труднее бывает определиться.

В лесной зоне чаще всего двигаются по рекам. Снег, как правило, здесь мельче и плотнее (особенно на больших реках), чем в лесу и на просеках. Ориентировка на реке сильно упрощается.

 

В зависимости от скорости течения, количества воды и силы морозов реки могут быть перехвачены, льдом лишь в отдельных местах (и замерзшими только вдоль берегов), могут быть замерзшими, но с большим количеством полыней по всему течению.

 

На широких реках полыньи обычно остаются лишь под высокими берегами, на внешней стороне излучин, на быстрине. Большие реки зимой — удобные дороги для лыжников, но линию движения на них нужно выбирать в обход быстрин, на поворотах; этот путь, кстати, и короче (рис. 37). Опасно проходить по льду узкие каньоны и места, где на карте обозначены пороги.

 

 

 

ДВИЖЕНИЕ: Лесные маршруты

 

 

 

Идя по узкой реке, изобилующей полыньями, приходится непрерывно переходить от одного берега к другому по ледяным

мостам. В туристской литературе существуют рекомендации идти с расстегнутыми креплениями и нести рюкзак на одной лямке (чтобы легче было вылезать провалившись). Но тропить лыжню с расстегнутыми креплениями нельзя, а носить тяжелый рюкзак на одном плече и еще работать при этом лыжными палками вряд ли возможно. Подобными рекомендациями, может быть, и можно воспользоваться при эпизодическом пересечении опасного места, но и в таком случае стоит не полениться и исследовать опасный мост лыжнику без рюкзака, застрахованному на веревке (но на застегнутых лыжах, чтобы, провалившись, не лишиться их).

 

Если скорость течения в реке и количество воды таково, что провалившийся в воду может быть утянут под лед, пересекать снежные мосты можно только в связке, с соблюдением интервалов между всеми участниками, достаточных для удержания

на веревке провалившегося.

Если при движении в связке приходится тропить глубокую лыжню, то делать это нужно одной или двумя связками по два человека в каждой. Груз тропящих несут остальные участники, которые могут идти по трое и четверо на одной веревке, но обязательно в связке, так как бывает, что ледяной мост рушится и под замыкающим.

Двигаясь по реке, постоянно определяют местонахождение группы по карте, по характерным поворотам реки, по притокам. Идя вниз по реке, разыскивая притоки, приходится оглядываться назад, потому что притоки. обычно впадают под острым углом и при взгляде по течению реки сливаются с лесистыми берегами.

 

Если нет достаточно подробной карты, приходится вести глазомерную съемку реки для того, чтобы потом отождествить ее

с имеющейся картой-схемой.

Съемку нужно вести на ходу так, чтобы не задерживать нормального движения группы. Пользование специальными, даже простейшими инструментами (визирная линейка, транспортир, масштабная линейка, измеритель) практически невозможно; в мороз и ветер и карандаш держать и отпускать арретир компаса приходится не снимая рукавиц.

 

Съемку ведет один человек. Он идет последним и при троплении лыжни средней глубины легко успевает за группой. Инструменты (планшет, компас, карандаш) подвешены каждый на отдельном шнурке у него на шее.

 

Планшет — лист плотного картона 250X150 мм, привязанный за середину. В конце дня (на бивуаке) составленный абрис можно перерисовывать с планшета в тетрадь, а планшет очистить резинкой. Можно крепить на планшете каждый день новый лист бумаги, но в снегопад бумага размокает и рвется, а защитить планшет ничем нельзя: он должен быть открытым

и под рукой.

Карандаш — простой, очень мягкий.

Компас — с веревочной петлей на рычажке арретира. Поверх рукава штормовки надеты часы.

Край планшета ориентируется по основному направлению реки (оно берется предположительно или с карты-схемы) и по ходу группы, например юго-запад.

 

Желательно определить и записать на планшете в виде таблицы расстояния, которые группа (в данной обстановке)

проходит за 1, 2, 3 минуты и т.д. … до 10 минут.

Очередной предмет для визирования вперед по линии движения выбирается на ходу и показывается тропящим лыжню. Также на ходу решается вопрос о расстоянии, пройденном от предыдущей точки стояния (по часам, на память, на глаз, оглядываясь назад и пр.), и на ходу оно наносится на планшет.

 

По компасу определяется направление на юго-запад, обозначенное на планшете, и только теперь съемщику следует остановиться и прочертить это направление лыжной палкой на снегу. Повернуться лицом к предмету визирования и развернуть одну из лыж прямо на него. Затем, держа планшет перед грудью и глядя сверху одновременно на планшет, на нарисованную на снегу линию «юго-запад» и на развернутую по линии визирования лыжу сориентировать планшет и провести от точки стояния линию, параллельную нацеленной лыже. Теперь, разворачиваясь в нужную сторону (не затаптывая линию «юго-запад»), нужно направлять лыжу на характерные точки берегов и наносить их таким же образом на планшет, одновременно запоминая контуры берегов (расстояния определять на глаз, откладывать их на планшете без линейки, глядя на линейный масштаб, прямые линии рисовать от руки параллельно нацеленной лыже). Перед тем как двинуться дальше, на планшете над точкой стояния следует записать отсчет минут по часам. (По часам рационально отсчитывать расстояния не менее 300 м, но каждый час необходимо помечать время на абрисе). Контуры берегов по нанесенным точкам грубо очерчиваются на ходу.

 

Чем уже река, тем труднее вести съемку. Особенно трудна съемка лесных дорог, но при отсутствии хорошей карты это единственный надежный способ ориентировки.

 

Путешествуя в таежной зоне, нужно внимательно изучать по карте гидрографию района. Нужно четко представлять принадлежность рек к тем или иным бассейнам основное направление долин, их характер. Смехотворных случаев долбления льда в реке для определения направления течения быть не должно.

 

В районах северных гор обычно на 100—200 м выше дна долины (в верхнем течении рек) на склонах кончается лес, и рыхлый снег сменяется плотным ветровым пластом.

 

Часто удобнее двигаться не по дну долины, а срезать углы по склонам хребтов. На рис. 38 изображен участок реки, где, несмотря на крутые подъемы и спуски, двигаться по склонам гораздо выгоднее, чем следовать низом долины.

 

Если нужно свернуть в приток реки, то удобно задолго до притока начать траверсирование склона, особенно если идешь вниз по реке.

 

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 27 | 0,132 сек. | 7.71 МБ