Начнем с того, чтобы вспомнить, для чего нужен стресс-тест. Основная проблема бойца на поле боя состоит в том, что оно существенно отличается от стрельбища. На стрельбище все спокойно: есть боец, оружие и мишень. Его никто не мешает и не раздражает, и единственное, что на него влияет — это его нервы, стрельба его товарищей и команды офицера. Но все это не является активным раздражающим фактором. Потому что они привычны и постоянны. Ничего не меняется, все время те же самые внешние факторы воздействия.И в этом есть очень важный момент. На поле боя все факторы вокруг напрямую воздействуют на бойца. Самым прямым способом. Потому что, в отличие от стрельбища, где на жизнь бойца угрожает только он сам и его некоторые неумелые товарищи, на поле боя все становится враждебной средой. Это начинается с покрытия, на котором боец находится, заканчивая активным сопротивлением противника. В таких условиях боец не всегда способен даже адекватно оценить ситуацию, не говоря уже о реакции на полученную команду, адекватной оценке угрозы и выборе основного врага.В результате боец может не быть в состоянии адекватно оценить ситуацию и действовать соответствующим образом. В итоге — ранение или смерть. А если обхожусь без этого — сильный стресс, который впоследствии может повлиять как на выполнение бойцом задач в будущем, так и на его психику в целом. Короче говоря, последствия стресса в любом случае будут ощутимы.Не будем углубляться в нейрофизиологию, хотя это тема благодатная и интересная. Основной фактор, который влияет на реакцию на стресс и на формирование посттравматических реакций (которые все равно будут) — это типы стрессовой реакции. Но сегодня мы говорим о технической стороне этого вопроса.Начнем с того, что приход бойца на стрельбище — это уже стресс. Это первичный стресс человека, который впервые берет в руки оружие (большинство солдат попадает в армию без опыта стрельбы) и впервые стреляет. Выделение в кровь адреналина или кортизола (в зависимости от типа стресса), чувство волнения, осознание того, что у него в руках оружие. Это первый стресс, который боец испытывает в своей армейской жизни. Что происходит потом? А потом ничего. В основном это просто слоожные упражнения на стрельбище и в тире. Причем сложность этих упражнений чисто техническая: поражение определенных целей из определенных позиций за определенное время. При этом условия, в которых это происходит, ничем не отличаются от обычного стрельбища.Поэтому одной из главных задач подготовки бойца является не только обучение его стрельбе, но и обучение его стрелять в ситуациях, которыми он раньше не сталкивался. Конечно, невозможно подготовить бойца ко всему, но можно создать для него большое количество ситуаций, похожих на реальные. Чтобы когда они возникнут в жизни, у него уже было понимание и определенная, уже сформированная, модель поведения.Первым фактором, который оказывает наибольшее влияние на бойца, является то, что в такой ситуации нужно слышать и выполнять команды командиров, а также реагировать на поступающие указания. При этом нужно реагировать быстро и правильно. Прежде всего, для стресс-теста необходимо иметь стрельбище. Наихудшем случае, подойдет и простое, но лучше специально подготовленное. Помимо обычных неподвижных мишеней, полезно иметь следующие виды мишеней:
- подвижные
- поднимающиеся
- движущиеся
Кроме этого, нужно создать несколько типов «укрытий»: деревянные, кирпичные, разные положения для стрельбы в положении стоя-сидя-лежа. При этом все эти вещи нужно устанавливать так, чтобы была возможность создать не только прямые, но и «изгибающиеся» маршруты для передвижения. Кроме этого, нужны некоторые технические средства для создания сложных условий работы:
- «звуковая система с динамиками по стрельбищу
- система фонарей, вспышек или световых сигналов, также расположенных на стрельбище
- динамическая система, связанная со средством оповещения или связи.
Конечно, идеальным случаем будет наличие подготовленного помещения на полигоне. Но это уже идеальный вариант. И, несмотря на такой широкий набор техники, главную работу выполняет инструкторский коллектив. Помимо умения грамотно управлять всем этим оборудованием, на них ложится самая главная задача — создание стрессовых ситуаций, постепенно увеличивая и усложняя их. Главное в этом не только в создании разнообразных условий, но и в том, чтобы не перегрузить бойца в процессе подготовки. Потому что легко перегрузить психику при такой подготовке, и это приведет к тому, что бойца придется восстанавливать вначале, а потом заново проходить весь курс.
Первый этап стресс-теста
Конечно, к этому этапу допускают бойца, который уже понимает, как нужно стрелять. Имеет опыт выполнения различных стрелковых упражнений на время. На этом этапе бойца научат двум моделям поведения:
- Четкая модель. Боец получает команду поражать мишени по мере их приближения справа налево (на самом деле, команды могут быть разные, это просто один из вариантов).
- Свободная модель. Боец поражает цели на свое усмотрение, при этом ограничения могут быть внесены инструктором или результатом размещения мишеней с врагами и мишеней с некомбатантами.
Таким образом боец учится действовать в обоих системах, на различных маршрутах и траекториях движения. В чем состоит стресс? Повышенная нагрузка на мозги является достаточным стрессом уже на начальных этапах. Человек должен уметь точно следовать инструкциям (1-ая модель) и делать адекватную оценку ситуации при свободном выборе целей (2-ая модель).
Второй этап стресс-теста
К упражнениям из первого этапа добавляется инструктор, который сопровождает бойца на всем маршруте. В процессе прохождения маршрута инструктор дает ложные команды. Например, инструктор может намеренно изменить порядок поражения целей или дать команду открыть огонь, когда появляется «некомбатант». Задача инструктора — сбить бойца с толку. А задача бойца — уметь одновременно выполнять команды и адекватно оценивать ситуацию, чтобы избежать ошибок, например, случайного поражения некомбатантов или своих товарищей.
Третий этап стресс-теста
К упражнениям из второго этапа добавляется требование использовать разные типы оружия для поражения целей. То есть боец должен быть готов переключаться с одного типа оружия на другой. В данном случае, задача инструктора — сбивать бойца не только в выборе целей, но и в выборе типа оружия. Если у оружия возникают неполадки, то задача инструктора — еще сильнее запутать бойца, ввести его в заблуждение при выборе оружия.
Четвертый этап стресс-теста
На этом этапе инструктор получает оружие, заряженное безбаранно. И теперь, помимо устных указаний, инструктор может отвлекать бойца, выполняющего стрелковую задачу, стрельбой возле его уха или под его ноги. Особенно эффективно работает стрельба в землю рядом с бойцом, выполняющим стрельбу в лежачем положении.
Пятый этап стресс-теста
Наконец, инструктор получает оружие с заряженными холостыми патронами. И теперь, помимо устного давления, инструктор может отвлекать бойца стрельбой возле его уха или под его ноги. На этом этапе включаются все вышеперечисленные технические средства. Команды передаются через динамики, могут использоваться различные звуки, световые сигналы и даже взрывы. Команды могут передаваться через громкую связь или по радио с помощью наушников. Наконец, добавляется воздействие на зрение с помощью фонарей и стробоскопов. Все это создает условия, максимально приближенные к реальной ситуации боя. Это может быть имитация работы в неприятной эмоционально агрессивной обстановке или просто ситуация, когда вокруг происход