Великая отечественная война стала площадкой для реализации самых фантастических проектов военных инженеров. Стремительное вооружение привело к созданию огромных пушек, радиоуправляемых бомб и подводных авианосцев.
Самое удивительное оружие великой войны
Воздушные авианосцы
С начала 1930-х годов в Советском Союзе инженером Владимиром Вахмистровым разрабатывался проект «Звено», который предполагал использование самолета-носителя для переброски от 1 до 5 истребителей на большие расстояния. Основная цель проекта состояла в расширении радиуса действия одномоторных самолетов и возможности использовать их в качестве пикирующих бомбардировщиков с задачей точного нанесения удара.
Семейство самолетов Туполева (ТБ-1, ТБ-3) использовалось в качестве авианосцев, а машины КБ Поликарпова (И-3, И-4, И-16) использовались в качестве истребителей. Использование истребителя И-16 и бомбардировщика ТБ-5 позволяло увеличить дальность полета и боевую нагрузку истребителя в 5 раз!
Во время одного из испытаний случайно был отсоединен истребитель от авианосца до готовности пилота, но все обошлось благодаря опыту пилота Чкалова. Инцидент показал, что большая асимметрия не влияла на управляемость авианосца: истребители могли «отрываться» от самолета-носителя независимо друг от друга.
Первое боевое испытание «Звена» состоялось 26 июля 1941 года. После нескольких неудачных попыток бомбардировки Моста Карла I на Дунае было решено использовать авианосцы. Самолеты-носители отсоединились от истребителей на расстоянии 40 км от цели и после успешного поражения вернулись на аэродром Одессы.
«B-4» и «Голиаф»
Гусеничная самоходная мина «Голиаф» использовалась Германией на протяжении всей войны и предназначалась для уничтожения танков, пехотных формирований и разрушения зданий. Радиоуправляемая машина была маленького размера — 150 х 85 х 56 см и несла от 75 до 100 кг взрывчатых веществ.
Всего было выпущено 7564 «Голиафа», но проект оказался слишком дорогостоящим и медленным (скорость 9,5 км/ч), с низкой проходимостью и уязвимостью провода и брони.
Самоходная установка «B-4» была крупнее «Голиафа». Она не врезалась в цель, а выбрасывала мину. Однако ее эффективность была низкой – часто машина оставалась на поле боя бездействующей.
«Дора» и «Густав»
Немецкие сверхтяжелые пушки калибра 800 мм «Густав» и «Дора» были разработаны на заводе «Крупп» во второй половине 1930-х годов. Орудия должны были способны пробивать 7-метровое бетонное орудие, 1-метровую броню и 30-метровый твердый грунт. Максимальная дальность стрельбы орудия составляла 45 км с вертикальным углом наведения +65 градусов.
Испытания «Доры» и «Густава» были завершены только в конце 1942 года. Орудия были поставлены в войска вместе с сотней 4-метровых снарядов калибра 800 мм.
«Густав» так и не был использован в боях, а «Дора» была задействована всего дважды — во время осады Севастополя и Варшавского восстания. Орудия оказались «пустой тратой рабочей силы и материалов», согласно эксперту Александру Людеке.
Субмарины-авианосцы
В 1943 году Япония начала разработку подводной лодки I-400, которая должна была стать самой большой в мире. Хотя планировалось построить 18 таких лодок, были спущены на воду всего три. Одна из них спустилась на воду 30 декабря 1944 года, а две другие так и не увидели моря.
Лодка была вооружена 20 торпедами, 140-миллиметровыми пушками, 25-миллиметровыми пулеметами, зенитными орудиями и тремя самолетами «Аичи М6А1 Шейран».
Чтобы освободить место для самолетов, подлодка размещала топливные баки и баки с авиационным топливом наружу. Помещение для трех самолетов длиной 37,5 метра и диаметром 3,5 метра находилось над корпусом. Длина лодки составляла 122 метра, водоизмещение — 3530 тонн, а команда состояла из 144 человек.
Двe лодки I-400 и I-401 должны были быть задействованы в операции «Хикари» в августе 1945 года для уничтожения американских авианосцев возле атолла Улити. Однако до начала операции Япония объявила о капитуляции, и лодки бесславно сдались американским силам.
Цепные минные тралы
Идея использования цепных тралов для обезвреживания мин при движении техники впервые появилась у инженера из ЮАР Александра дю Тойту. Он предложил установить специальный вращающийся барабан впереди бронетехники с массивными металлическими цепями.
Американские испытания подтвердили эффективность идеи дю Тойту, и в 1942 году первые серийные тралы были установлены на танках «Матильда». Впоследствии британские войска приспособили тралы, названные ими «Крабами», на танки «Шерман».
Трал вращался с помощью двигателя танка и волочил с собой 43 металлических цепи. Диски на барабане разрезали колючую проволоку. Специальный щит предохранял переднюю часть танка от пыли и грязи.
Британские и американские войска успешно использовали тралы во время операций на северо-западе Европы. Танки со специальными тралами могли использовать свою огневую мощь на полную.
Радиоуправляемые бомбы
Главной целью немецкой радиоуправляемой бомбы «Фритц-Х» было уничтожение тяжело бронированных морских целей. «Фритц-Х» была модификацией обычной бомбы «SD-1400» с улучшенной аэродинамикой — четырьмя небольшими крылышками и хвостовым оперением.
Бомбы «Фритц-Х» потопили итальянский корабль «Рома» и британский крейсер «Спартан». Однако немецкие бомбардировщики были уязвимы, так как бомбы нужно было бросать, пролетая над целью.
Другая немецкая радиоуправляемая бомба «Хеншель Хс 293» оказалась более эффективной. После сброса бомбы ракетный ускоритель разгонял ее за 10 секунд, после чего она начинала парашютное планирование. Маячок на хвосте бомбы помогал наводчику следить за ней в темное время суток.
«Хеншель Хс 293» впервые применялась в августе 1943 года, когда она потопила британский корабль «Ирги». Однако союзные силы научились перехватывать частоты радиоуправляемых бомб, что позволило им измен