Эта рыба занимает особое место среди прочих обитателей водоемов. Само название звучит для тех, кто вкусил всю прелесть и поэзию ее ловли, почти магически. Речь пойдет, в первую очередь, о ручьевой форели, так называемой пеструшке. Помимо этого дикого вида существует и другой, искусственно разводимый в рыбных хозяйствах — радужная форель. По мнению ихтиологов, «радужка» неспособна к естественному воспроизводству в наших широтах. У пеструшки, в свою очередь, существует и другая форма, обусловленная средой обитания. Форель, попавшая в большой богатый кормом водоем, будь то море или крупное озеро, переходит, в основном, на хищнический рацион питания, быстро растет и приобретает серебристый, как у лосося, окрас тела. Мясо такой рыбы всегда имеет яркий оранжевый цвет, в то время как у речной оседлой формы это наблюдается, как правило, лишь у крупных экземпляров. Морская или озерная форель, называемая кумжей, поднимается осенью в реки на нерест. Подрастающая молодь ее, вероятно, частично пополняет стадо пеструшки, а частично скатывается обратно в кормный водоем. По крайней мере, это наиболее распространенная версия форелевой популяции.
Кумжа, в отличие от лосося, береговая рыба. Она не путешествует в поисках корма на десятки и сотни километров в море, а «крутится» недалеко от берега, особенно в области приустьевых участков рек. Кумжа имеет обыкновение зайти в эти реки по причине подъема в них уровня воды, независимо от времени года. Найдя глубокую закоряженную яму, некоторые экземпляры могут подолгу задерживаться в реке, вплоть до осеннего нереста.
В отличие от кумжи, пеструшка ведет исключительно оседлый образ жизни. Годовые миграции ее по реке, как правило, очень небольшие: от нерестового переката до ямы под ним или до глубокого «коридора». Пеструшка редко вырастает до веса более 1 кг, а экземпляры в 1,5- 2 кг являются трофейными. В то же время, например, в Ленинградской области известны случаи поклевки кумж весом 5-6 кг. Ловля обеих форм форели исключительно спортивная и очаровывает рыболова буквально с первого знакомства с ней. Существенным достоинством форелевой рыбалки можно считать возможность заниматься ею практически круглый год — многие родниковые быстрые речки замерзают лишь на непродолжительное время в сильные морозы.
Время года накладывает определенный отпечаток на способы ловли, используемые приманки, а главное — на результат, обусловленный активностью рыб и конкретным местом обитания. Зимой, например, 2-3 поклевки за короткий световой день не так уж и плохо. География обитания форели достаточно широкая. Так, на Северо-Западе форель водится в большинстве речек бассейна Финского залива, во многих — бассейна Ладожского и Онежского озер, Белого моря, а также в некоторых — бассейна озера Ильмень. На карту обитания форели попадают Ленинградская, Псковская, Новгородская области, северо-запад Тверской, Карелия, Мурманская и Вологодская области. Даже для поверхностного знакомства и изучения всех форелевых рек перечисленных областей не хватит и жизни. Когда же ловить других рыб? Для настоящих форелистов, а таких не так уж и мало, неважно. Мне, например, известны преданные своему делу рыболовы, которым не доводилось снимать с крючка такую «банальную» рыбу, как судак. Сколько раз самому приходилось делать выбор, когда на одну чашу весов была положена гарантированная щучья или судаковая рыбалка, а на другую — несколько сомнительных поклевок форели и частого ее спутника — хариуса. В большинстве случаев эта чаша перевешивала. Здесь совсем другой комплекс ощущений, другой, если хотите «аромат». Важнее дать пищу душе, а не заниматься мясозаготовками. Все познается в сравнении, но из сказанного не следует, что ловля щуки вовсе не интересна.
Вспоминается первая «приличная» форель (300 гр.) пойманная мной на yдoчку 1975 году на речке Воронке. Минут пятнадцать я любовался пятнистой красавице шепотом произносил слово «форель» как молитву. А первая, пойманная, пойманная спиннингом в 1983 году (600 гр.) на Вруде, просто вскружила голову от восторга. Когда-то была поймана и первая нахлыстом.
Вот, пожалуй, три основных способа ловли форели. Удочку с использованием естественных насадок и ее модификацию — ходовую донку, как менее спортивные, мы исключим из рассмотрения и остановимся на вариантах спиннинга и нахлыста.
Спортивная ловля
Выход форели из укрытия, проявление заинтересованности к приманке всегда, даже у опытных рыболовов, вызывает учащенное сердцебиение. Здесь важно совладать с нервами и не испортить повторный заброс неточным попаданием. При ловле форели, как ни при какой другой, точность имеет решающее значение. Зачастую приманка должна непременно попасть в мишень величиной с носовой платок на расстоянии в 10-20 м, иначе поклевка не последует. Причем сделать это нужно с первой попытки, без пристрелки, чтобы не спугнуть рыбу. Один мой знакомый так однажды метко охарактеризовал требование, предъявленное к точному забросу при ловле форели: «Попасть нужно не на лестничную площадку и не в комнату, где живет форель, а обязательно в прихожую». Точнее не скажешь. Действительно, приманка, даже самая соблазнительная, способна выманить лишь очень активную хищницу из укрытия с большого (более 1-2 м) расстояния, а приманка, упавшая рыбе на голову, скорее всего ее насторожит и заставит спрятаться еще поглубже в траву, в коряги или под камень.
Один из московских авторов называет появление активной рыбы вблизи приманки бесконтактной поклевкой. Суть, конечно, не меняется от используемой терминологии, но, на мой взгляд, «поклевка» как раз предлагает именно контакт рыбы с приманкой, а описываемое явление общепринято называть «выходом».(Есть, конечно, всякие «удары», «толчки» и прочее, но это уже «поклевка».) Очень часто форель именно «выходит», но не берет приманку. Возбужденная ее игрой, форель преследует блесну или воблер, потом, почувствовав, что слишком далеко покинула безопасную зону, резко разворачивается назад и, словно, опомнившись, что может потерять что-то съедобное, снова вплотную «прилипает» к источнику возмущения. Так может повторяться несколько раз. Иногда форель неожиданно повисает на крючках в самый момент выхода приманки из воды. Это обстоятельство нужно учитывать и попытаться изменением характера проводки спровоцировать поклевку, пока рыба не увидела рыболова.
Снасть
Если попытаться одним словом охарактеризовать качество снасти для ловли форели, то следует сказать, что она должна быть изящной. Так, например, спиннинговое удилище предпочтительнее использовать длиной 1,8-2,1 м мощностью от 2 до 10 г. Иногда на более крупных реках целесообразно применять удилища большей длины с кастинговым весом до 20 г. Строй удилища не имеет, на мой взгляд, принципиального значения и зависит от вкуса и темперамента рыболова. Мне довелось однажды встретить на реке двух спиннингистов, оснащенных спиннингом очень быстрого строя. Их забросы напоминали удары молотка при забивании гвоздя, хотя и отличались достаточной точностью. Катушка для форели предпочтительней условного размера 1 — 2 с леской не толще 0,25. Тонкая леска обеспечивает большую точность (и легкость) заброса, лучшую игру приманок (в первую очередь, воблеров), менее заметна в воде и имеет меньшую парусность. Однако, вероятность потери большого количества приманок даже при легких зацепах за водную растительность заставляет искать компромиссы. Я, например, чаще использую леску диаметром 0,22мм.
В большинстве случаев (за исключением ловли на очень мелкие воблеры) к концу лески привязывается вертлюжок с застежкой № 12 — 14, обеспечивающий возможность быстрой замены приманок и практически исключающий закручивание лески при ловле на вращалки.
При ловле на мелкие воблеры (2-5 см) с целью обеспечения большей их подвижности рекомендуется использовать узел с петлей, так называется «Rapala knot»,описание которого прилагается к каждому изделию всемирно известной фирмы. Вот, пожалуй, вся необходимая и достаточная информация о снасти для ловли форели.
Приманки
На примере форелевых приманок можно наглядно просмотреть всю эволюцию и диалектику развития приманок в течение последних 20 лет. Как раз примерно с самого начала 80-х годов на наш рынок постепенно стали проникать первые образцы импортных вращающихся блесен, в первую очередь, «Mepps». Ловля на эти блесны предполагала использование безынерционных катушек и относительно тонких лесок и была в то время, безусловно, революционна. Успех, зачастую, был ошеломляющим и так началась эйфорийная эпоха вращалок. Дополнительным их преимуществом была их универсальность. Не говоря уже о форели или окуне, на вращалку можно было поймать практически любую рыбу: от плотвы до щуки. Блесны с вращающимся лепестком пошли в гору, началась их штамповка и копирование в местных условиях, а затем и крупные закупки предприимчивыми людьми за границей. Но очень скоро выяснилось, что вращалка — не панацея на все случаи жизни. Если летом активная форель охотно «ела» такие блесны, то неудача в осенне-зимне-весенний период заставила наиболее пытливых рыболовов творчески переосмыслить свои убеждения. В холодное время года в качестве более надежной и уловистой приманки пришел и основательно утвердился воблер. Мною несколько раз проводился эксперимент по сравнению вращалки и воблера. Так, например, 1 мая в нескольких перспективных местах на реке Курсе в Псковской области делалось по 10-15 забросов вращалкой. Результат, как правило, был нулевой. Но одной-двух проводок воблера «Rapala-original» (7см) было достаточно, чтобы поймать форель до 1,5 килограммов. Такое предпочтение воблеру при низкой температуре воды может быть объяснено кормовой базой форели. В конце апреля — начале мая желудки крупной форели (крупнее 300 г) часто бывают заполнены гольянами и лягушками, в то время как летом рацион пеструшек состоит, по большей части, из насекомых.
Следующим этапом развития приманок было и существует по сегодняшний день использование эластичных наживок-твистеров и рипперов. Появление новых видов приманок — это своего рода борьба человека с формирующимся постепенно у рыб групповым инстинктом самосохранения. Новая приманка временно снимает запрет на съедание подозрительного у рыбы.
Твистерная тема, однако, мало коснулась «форелизма». Виток развития приманок, на сегодняшний день, вернулся в исходную точку — мы вновь наблюдаем повышенный спрос на колеблющиеся блесны — те самые ложки, которые предшествовали столь бурному развитию блесны вращающейся. Колебалки, подобно воблерам, могут успешно применяться при ловле форели и конкурировать с ними. На колеблющуюся блесну, как и на воблер, ловится, как правило, более крупная форель. Но есть два важных преимущества колеблющейся блесны: во-первых, возможность положить ее на дно и обеспечить ступенчатую проводку с «мутком» что зачастую, только и может спровоцировать форель на хватку. Кроме того, дальность заброса колебалки выше, что тоже иногда требуется даже при ловле форели в маленькой лесной речке.
Чтобы «не обиделись» воблеры, отметим важнейшее преимущество их плавающих и, частично, нейтральных моделей — возможность сплавить приманку под нависшие кусты и деревья, где ее (как мы на это надеемся!) ждут голодные рты пеструшек и кумжи.
Рекомендуемые размеры вращающихся блесен.
На примере блесны «Mepps-aglia»: № 1 — 3, колеблющихся блесен: от 3 до 7 см, весом от 2 до 10 г.
Цвет блесны подбирается экспериментально и зависит от целого ряда факторов: цвета и прозрачности воды, освещенности и так далее. Тем не менее, блесны с серебренным матовым покрытием, на мой взгляд, самые предпочтительные и универсальные. Размер воблеров для ловли форели колеблется от 2 до 7 сантиметров, редко используются воблеры длиной 9-11 сантиметров. Так, крупную, не активную, форель на быстром глубоком течении и низкой температуре воды, могут соблазнить, например, воблером CD-9, то есть тонущие воблеры модели «Countdown» длиной 9 сантиметров. Не следует опасаться ярких расцветок воблеров и искать точного сходства по окраске с настоящей жертвой. Установлено, что яркие оранжевые, желтые и подобные цвета сильно возбуждают форель и других лососевых рыб. Яркая расцветка удобна еще и потому, что позволяет визуально контролировать проводку приманки, избегать многих зацепов и увидеть сам момент атаки и поклевки форели. Разнообразие условий на каждом конкретном водоеме не позволяет давать универсальные рецепты по тактике ловли. В связи с этим уместно напомнить английскую поговорку, определяющую общий подход и стратегию: «Приманка ловит рыбу до тех пор, пока она находится в воде». Эту фразу можно, например, воспринимать так: если сидеть на берегу реки покуривать и сетовать на отсутствие клева то уж точно ничего не поймаешь.
Рыбалка — это, в первую очередь, пусть приятный, пусть упоительный, но труд. И все-таки несколько рекомендаций по тактике. Проводка, как правило, вялая, медленная, по возможности, поперек течения, как можно ближе ко дну. Иногда полезно бывает подержать приманку, насколько это возможно, в одной точке или области, используя направление течения. Желательно, чтобы тонущие приманки периодически, насколько позволяет ситуация, касались дна, а плавающие достигали самых недоступных участков реки и находились там продолжительное время. При поклевке не следует терять голову и тащить бедную рыбу напролом. Через несколько минут форель устанет и сама послушно подплывет к вашим ногам, и вы сможете аккуратно взять ее в раскрытую ладонь. Если хватит силы воли, отпустите рыбу обратно в воду, удовольствие от ее поимки вы уже получили. В результате хищнического, браконьерского истребления очень мало форели осталось в наших реках. Сделаем же все от нас возможное, чтобы сохранить эту удивительную популяцию.