Современный полярный костюм далеко ушел от традиционной одежды народов Севера, но начинался он именно с нее. Человеку, оказавшемуся в аварийной ситуации, вынужденному заняться изготовлением импровизированной одежды из подручных материалов, возможно, придется обратиться к весьма архаичным методам и способам.
Если по каким-либо причинам невозможно использовать специальную одежду и обувь, придется ограничиться обычными изделиями, в которых применяются ставшие традиционными натуральные и искусственные материалы. При этом нужно помнить, что далеко не все синтетические ткани и материалы способны обеспечить должную термо- и ветрозащиту, а кожаные изделия, не прошедшие специальной обработки, на сильном морозе, как правило, теряют свою эластичность и быстро изнашиваются. Кроме того, следует отказаться от металлических деталей в одежде и спальных мешках во избежание отморожений, которые могут возникнуть при соприкосновении металла с кожей человека. В качестве нательного белья можно использовать одежду из шелка или шерсти. Шерсть хорошо впитывает пот и даже мокрая греет.
Известно, что способность ткани противостоять холоду напрямую зависит от количества воздушных пор в ней. Одежда, сшитая из ткани, имеющей большее количество близко расположенных пор, отличается малой теплопроводностью. Если принять теплопроводность воздуха за 1, то теплопроводность шерсти составит 6,1, шелка -19,2, льна и х/б — 29,9.
Как и при использовании специальных климатических костюмов, наиболее рациональным представляется применение многослойной одежды из разных тканей. Например, плотный хлопчатобумажный костюм, 2-3 тонких шерстяных свитера и брюки и комбинезон из синтетической ткани. Если между слоями одежды надеть широкопетлистую сетку, то это значительно увеличит слой пододежного воздуха и тем самым повысит теплоизоляцию. При этом общий вес костюма изменится незначительно. Помимо того, хорошо иметь два комплекта верхней одежды — один более легкий, предназначенный для перехода, а второй более теплый — для стоянок.
Поскольку в условиях высоких широт самым уязвимым местом становятся ноги, то при выборе обуви лучше остановиться на ботинках больших размеров, чтобы можно было надеть несколько пар носков.
Например, Дмитрий Шпаро во время экспедиции к Северному полюсу использовал три пары носков — одну хлопчатобумажную и две шерстяные. Тем не менее за день все это смерзалось и даже примерзало к ботинкам. Для того чтобы высушить носки, на ночь их приходилось класть на голое тело — под свитер и рубашку.
В неспециальной обуви, чтобы сохранить ноги в тепле, нужно поверх носков надевать мешочек из полиэтилена, а затем вторую пару носков. Образующееся «мертвое» пространство обеспечивает надежную теплоизоляцию. В аварийной ситуации теплый двойной носок можно сделать, надев одну пару носков на другую и положив между ними слой сухой травы, мха, перьев, бумаги. Носки надо стирать при каждом удобном случае. Чтобы удалить грязь, пот и влагу, носки можно заморозить, а затем выбить их.
Не менее важна и обувная стелька. Хороший материал для нее -плотный войлок. Для предотвращения переохлаждения стопы следует применять стельку с прослойкой из фольги (термали), что позволит резко снизить теплопотери излучением. Даже в не просохшей за ночь обуви сухие носки и стельки создают удовлетворительные условия для передвижения.
Неспециальную обувь необходимо часто сушить. Однако, делая это у огня, нужно соблюдать осторожность, поскольку обувь может покоробиться. Более безопасный способ — заполнить обувь нагретой галькой, песком. Можно набить ее бумагой, мхом, ветошью или положить на ночь в свой спальный мешок — это тоже способствует сушке. Влагозащитные качества обуви повышаются, если смазывать ее несоленым салом, жиром водоплавающих птиц, рыбы, мылом, растительным маслом. Хорошо защищают обувь от чрезмерного увлажнения бахилы — мешки из какой-либо ткани, надеваемые поверх обуви. Они действуют как своеобразный водосборник, конденсируя на своей внутренней поверхности водяной пар и таким образом непрерывно высушивая обувь.
Очень важно, особенно во время послеаварийного перехода, предотвратить попадание снега в обувь. Этого можно добиться, выпустив штанины брюк поверх голенищ обуви, даже разрезав, если это потребуется, ткань. Когда голенища низкие, от снега могут предохранить обмотки, сделанные из куска любого материала, разрезанного на полосы, которыми следует обмотать голень. Защитить обувь от попадания снега могут гетры, сделанные из рукавов или штанин, отрезанных от запасной куртки или брюк. На худой конец, преградить путь снегу можно, набив между ногой и голенищем мох или куски ткани.
Если обувь на два-три размера больше ноги, то защитить стопу от переохлаждения можно, используя в качестве дополнительного носка отрезанные и зашитые с одного конца рукава тонкого шерстяного свитера, штанин шерстяных брюк, большие шерстяные варежки. Даже обыкновенная газета, обмотанная в два-три слоя вокруг ноги и закрепленная надетым сверху тонким носком, является неплохим утеплителем. Однако использовать газету в качестве утеплителя можно только в сухой обуви. В обуви с высоким голенищем хорошо защищают ноги от переохлаждения портянки. Их можно изготовить из куска гладкой, без швов и рубцов ткани. Наиболее удобны портянки, размер которых составляет 45×90 см. Если их периодически выжимать и перематывать наоборот, таким образом, чтобы промокший конец оказывался в голенище, то портянки можно просушивать прямо на ходу.
Если обувь пришла в негодность или утеряна, ее можно изготовить, используя кусок брезента, кожи, меха, обмотав предварительно ноги теплыми вещами. Известны случаи, когда люди преодолевали значительные расстояния, заменив утраченную обувь подвязанными к ноге шапками-ушанками.
Комментарии