Снег из-за высокого содержания воздуха является отличным теплоизолятором. Поэтому температура в снежных убежищах, как правило, на 15-20° выше наружной (табл. 1).
Прибегая к таким скромным средствам обогрева, как стеариновая свеча или таблетка сухого горючего, за 3-4 часа температуру воздуха в снежной пещере можно поднять до 0°, а в иглу — до минус 3°, при наружной 18-27° мороза. Обкладка снежными кирпичами толщиной 40-60 см палатки КАПШ-1 позволяет поддерживать в ней температуру на 15° выше наружной без каких-либо обогревательных приборов. Тем не менее надо заметить, что в некоторых полярных районах порой невозможно поднять температуру воздуха внутри убежища даже при наличии значительных запасов топлива. Это замечание относится прежде всего к ледникам Антарктиды и Гренландии. Вот как описал этот феномен известный полярник и альпинист профессор A.M. Гусев в своей книге «В снегах Антарктиды»: «Температура в толще льда на глубине 2 м оказалась ниже, чем на поверхности, и достигала -52 °С. Это можно объяснить тем, что благодаря плохой теплопроводности льда там сохранилась температура, соответствующая более холодный периодам. Такое распределение температуры объясняло и причину того, почему нам в палатке не удавалось» несмотря на непрерывное горение газа, значительно поднять температуру, как это обычно удавалось сделать в Арктике на дрейфующих льдах при таких же примерно условиях погоды. В Арктике под слоем льда находится вода с температурой, близкой к нулю, и оттуда наверх идет поток тепла».
В снежных убежищах при околонулевой температуре стены начинают капать. В таких случаях, чтобы уберечься от скапливающихся на полу луж, нужно устраивать высокую лежанку, можно окопать место отдыха небольшой канавкой со стоком в сторону хода или в специальный шурф-колодец. От капели защитит растянутая под потолком полиэтиленовая пленка.
Для обогрева укрытия, приготовления пищи, таяния снега или льда можно использовать разнообразные средства. Обычно в сложные походы берут отлично себя зарекомендовавшее газовое или бензиновое оборудование Coleman, Camping Gas, Primus. Например, экспедиция клуба «Приключение», в 2000 году пересекавшая Гренландию, использовала горелку модели MPS -3288 известной шведской фирмы Primus. По общему мнению участников экспедиции, примус работал великолепно, выше всяких похвал. Вместо бензина они пользовались гептаном — очень чистым горючий, поэтому горелку не приходилось очищать от нагара.
При отсутствии примуса, стеариновых свечей, таблеток сухого спирта придется позаботиться о заготовке топлива. Им могут стать карликовые кустарники, торфяной дерн, сухая трава, обнаженные пласты угля. Торфяной дерн сначала нарезают небольшими брикетами и подсушивают, а сухую траву связывают в пучки. Из пушка карликовой ивы получается хороший трут. Нередко берега арктических морей на многие километры сплошь завалены плавником — стволами и крупными ветвями деревьев.
В качестве топлива можно использовать жир, шкуру и кости добытых на охоте или погибших животных. Очень неплохо горит шкура тюленя, нарезанная полосками размером 5×20 см. На протяжении столетий единственным топливом для народов Севера зачастую был животный жир, воспламеняемый в жировых лампах-жирниках различной конструкции. Типичный чукотский жирник — это деревянное корытце, разделенное на две неравные части. В меньшую часть кладут мелкий, мятый мох, в большую наливают нерпичий жир. Перегородка не доходит до дна, поэтому обе половинки между собой сообщаются. Мох, пропитанный жиром, укладывают тонкой палочкой или проволокой по краю корытца, затем зажигают и выравнивают огонь. Такой жирник дает пламя, соответствующее фитилю одной керосинки. Его хватает для обогрева жилья и приготовления пищи. При этом расходуется 12-15 кг жира в месяц.
Эскимосы жгут тюлений жир, используя в качестве фитиля кости тюленя. Для этого, сделав пирамидку из костей, пропитывают тряпку тюленьим жиром, поджигают ее и помещают внутрь пирамидки и осторожно кладут сверху жир. Жир плавится от огня, капает на нагретые кости и воспламеняется.
На льду или снегу народы Севера разводят огонь на тюленьей шкуре,уложенной мехом вниз. Четырехсотграммовый квадратный кусок тюленьего жира горит в течение нескольких часов, давая яркое, видимое за несколько километров пламя. Жир тюленя не всегда просто разжечь, так как он начинает гореть не раньше, чем станет плавиться и размягчаться, поэтому нужно использовать растопку (куски дерева или другой легковоспламеняемый материал).
Жировую лампу несложно изготовить самим. Так, во время вынужденной антарктической зимовки северная партия экспедиции Роберта Скотта пользовалась самодельными жировыми лампами, которые представляли собой следующее: несколько кусочков ламповых фитилей на английской булавке, переброшенной мостиком через верх жестяной консервной банки с растопленным жиром. Затем ламповые фитили заменили куском веревки, а английскую булавку — полоской жести с отверстиями. Чаще всего жировую лампу делают из консервной банки, пробив в ее донышке отверстие и пропустив в него фитиль, сделанный из какой-либо ткани, предварительно смоченной жиром. Затем куски жира укладывают сверху на донышко, и жир, плавясь, стекает вниз, поддерживая пламя. Приток воздуха в лампу обеспечивают три-четыре отверстия, пробитые сбоку.
Комментарии