Многим людям по долгу службы или иным обстоятельствам приходится часто бывать на природе, ночевать в охотничьих избушках, шалашах, палатках и у костров под открытым небом. Это прежде всего охотники, егеря, охотоведы, лесники, геологи… Им практически необходимо многое познать и уметь устроить свой немудрёный быт наилучшим образом, насколько это возможно в сложившихся обстоятельствах. Нормальный отдых в «комфортных» условиях позволяет быстро восстановить работоспособность, уберечься от переохлаждения и многих простудных заболеваний.
Ночлег зимой в лесу под открытым небом, возможно в лютые морозы (до — 40 градусов и ниже), без преувеличения можно отнести к экстремальным обстоятельствам. Если уж нельзя исключить такую ситуацию, то нужно подготовиться к ней достойно и организовать свой ночлег как можно комфортнее. Разумеется, для этого нужен хороший топор, может облегчить подготовку лучковая пила (правда, используется последняя чрезвычайно редко). Для ночлега придуман ряд костров, отличающихся друг от друга по конструкции и по своим свойствам — яркости, интенсивности и постоянству теплоотдачи, экономичности, требовательности к постоянству ухода и прочего.
Лучшим зимним костром считается нодья, как единственный костёр, отличающийся наибольшей экономичностью, равномерным умеренным горением и способностью к саморегуляции. Костёр под таким названием описан во многих источниках, но, к сожалению, поверхностно или неправильно. На память приходят всего две статьи, которые не имеют больших ошибок. Это «Нодья кетских охотников», опубликованная в журнале «Охота и охотничье хозяйство» сорок лет назад, и В.А. Москова в сборнике «Организация и техника охоты» (1977). Собственная многолетняя охотничья и полевая практика напомнила о многих собственных ошибках из-за неверных рекомендаций, но одновременно позволила выяснить многие малоизвестные тонкости. Впервые я услышал об оригинальном, и единственно правильном, устройстве нодьи от своего отца, опытного охотоведа и преподавателя факультета охотоведения Иркутского СХИ Жарова Виталия Ксенофонтовича. Данным костром пользуются многие охотники Урала и Западной Сибири. Восточнее этих регионов нодью применяют очень редко, поскольку многие охотники не знакомы с ее конструкцией, не знают требований, предъявляемых к материалу и правильному устройству. Этот костёр, конечно же, требует усиленной пропаганды и широчайшего распространения.
В конструкции подлинной нодьи всего два бревна, которые укладываются горизонтально одно над другим, огонь разжигается между ними и дает равномерное и длительное тепло за счет медленного горения.
В ряде рекомендаций нодья изображается из трех брёвен (два на земле, одно над ними), это по существу охотничий костёр «штабелем», который нередко устраивается из пяти и более брёвен (первый ряд из трех брёвен на земле, второй ряд из двух над ними, третий — из одного на самом верху). Данный костёр никакого отношения к нодье не имеет, поскольку в нем исключаются главные свойства настоящей нодьи — равномерность и длительность горения, экономичность и саморегулирование пламени.
В других рекомендациях нодья изображается из двух бревен, но верхнее поддерживается двумя парами кольев, вбитых в землю. Замечу, что нодья — лучший зимний костёр, а зимой забить колья в мерзлую землю не представляется возможным, даже летом при каменистой почве это весьма затруднительно. При такой конструкции опорные колья быстро перегорают, вообще теряется свойство саморегулирования пламени. Приходится их заменять, и не один раз — тут уж не до сна.
В оригинальной нодье для поддержки верхнего бревна используется немудрёный прием, при помощи которого достигается саморегуляция процесса горения. В него сверху и по краям вбиваются два крюка (можно один посередине). Длина крюков не менее 60 см (рис. 1). Эта операция проделывается следующим образом: с противоположного конца от развилки крюк стесывается на клин, в верхнем бревне топором пробивается щель, в которую клиновидной частью несильными ударами вбивается крюк. Под каждый крюк подводится вершинной частью сырой и гибкий стволик березки (осины, рябины, ивы, в крайнем случае лиственницы, сосны), его комлевая часть укрепляется намертво в корнях дерева, кустах, камнях или придавливается чуркой (жердью, камнем), подобно устройству таганка при варке пищи у костра. Длина стволика от 3 до 4 метров, диаметр в комлевой части 5-6 см, в вершинной — около 2 см (в палец толщиной).
Основная роль таганков — поддерживать равновесие верхней части, не дать ей скатиться и обеспечить режим саморегулирования горения. Длина и толщина крюков и таганков не позволяют сгореть в вершинке их, а толщина последних позволяет прогибаться по мере сгорания верхнего бревна, снижения веса. Нодья будет гореть даже тогда, когда верхняя часть утончится до горбыля. Вместо таганков можно использовать живой куст черёмухи или рябины, заправив вершинки ветвей под крюк, если они располагаются рядом с костром.
Саморегуляция горения происходит следующим образом: верхнее бревно поддерживается гибкими таганками и постоянно покачивается за счет увеличения или уменьшения зазора между ним и нижним бревном то с одной, то с другой стороны. При отсутствии зазора между брёвнами и увеличении его более 5-6 см горение прекращается, оптимальный режим горения — при зазоре 2-3 см или упоре на горящие угли. Постоянное изменение зазоров между брёвнами в их разных частях создаёт условия для равномерного горения по всей длине нодьи. Костёр будет гореть и давать равномерный жар до тех пор, пока не сгорит верхнее бревно. Длительность сгорания зависит от толщины заготовок, при диаметре брёвен не менее 40 см костёр горит всю долгую зимнюю ночь. Нижнее бревно сгорает медленнее и не требует замены, в случае сгорания верхнего оно заменяется запасным, а на него перебиваются крюки, а под них подводятся те же таганки. Зимняя ночь длится 12-14 часов, в случае, если нодья разжигается не с вечера, а только перед сном, она горит до утра без смены верхней части.
Устройство табора для ночлега с использованием нодьи необходимо начинать примерно за час до темноты. В светлое время легче отыскать более удобное место и вблизи его подходящую сухостоину. Разжигается обычный костёр. Ставится котелок для варки чая или более плотной пищи, срубается и раскряжевывается на три равные части комлевая сторона выбранного дерева. Направление падения ствола обеспечивается правильным расположением зарубов (запилов). Выбор длины кряжей обычно ограничивается ростом человека. Первые от сруба два кряжа служат основой нодьи, третий оставляется на запас.
Место костра и лежанки освобождается от снега и валежника, причем если снег глубиной 1,5-2,0 метра, то они монтируются на двух поперечных, уложенных прямо на снег сырых жердях (лучше брёвнах). Сам костёр сооружается в описанной ранее последовательности, но дополнительно на нижнее бревно по его краям забиваются два сырых клина, которые поддерживают сырую жердь. Клинья вбиваются на расстоянии примерно 10 см от верха бревна. Это устройство служит для размещения горящих углей от ранее разожжённого костра, от них нодья разжигается наиболее быстро. Конечно, можно использовать не только угли, но и бересту, лучины, заструганные барашком палочки, тонкие поленья, любой сухой горючий материал. Во время разжигания нодьи необходимо постоянно следить за пламенем по всей длине между брёвнами, главная задача — зажечь соприкасающиеся поверхности нижнего и верхнего брёвен. Лучшие условия горения создаются с помощью зазора в 5-6 см между брёвнами. Он достигается размещением двух сухих поленьев аналогичной толщины, собственно на них опирается верхний кряж. Поленья располагаются перпендикулярно оси нодьи в 30-40 см от краев. У самих краев, особенно вдоль оси костра, нельзя помещать ни поленья, ни клинья т.к. они задерживают интенсивность горения в этом месте, концы препятствуют оседанию верхнего бревна, саморегулирование пламени прекращается. При правильном расположении поленьев для нужного зазора пламя поддерживается с одинаковой интенсивностью и на концах, и посередине нодьи. При полном сгорании поленьев брёвна занимаются углями и костёр уже не требует ухода за ним. Практика показывает, что на разжигание нодьи до начала процесса саморегуляции затрачивается не более 25-30 минут. На случай неудачного выбора материала для нодьи или для утреннего бдения у более яркого костра можно заготовить в запас охапку сухих дров.
Очень важно правильно выбрать материал для нодьи, она не подведет и покажет лучшие свои свойства при соблюдении ряда требований. Лучшими качествами обладает древесина ряда хвойных пород: кедра, сосны и лиственницы. Ель сильно искрит, создавая опасность прожечь одежду. Пихта быстро сгорает и дает немного тепла. Можно использовать некоторые лиственные породы — тополь, осину, но встреча с ними в сибирской тайге — явление редкое. Из упомянутых хвойных пород предпочтительнее кедр, сосна нередко встречается чрезмерно смолистой, лиственница труднее разжигается и, как более твёрдое дерево, сложнее раскряжёвывается. К выбору дерева для нодьи необходимо относиться очень ответственно — прежде всего оно должно быть сухим, не смолистым и без толстых сучков внутри ствола.
Сухое дерево определяется по следующим признакам: оно должно стоять на корню с целой вершинкой (макушкой), не иметь коры и скелетных ветвей. Как правило, по мере высыхания дерево освобождается одновременно от коры и скелетных ветвей, но иногда последние сохраняются дольше. Кора препятствует естественному процессу высыхания, при сломанной вершинке (кончика её) во время летних дождей влага просачивается внутрь ствола до самого комля, удерживается там и приводит к загниванию. Разумеется, дерево не должно быть дуплистым.
Чрезмерно смолистое дерево очень быстро сгорает, его едва хватает до полуночи. Оставшиеся сучки внутри ствола (свыше 3 см) горят значительно меленнее, верхнее бревно зависает на них нарушая процесс саморегуляции. Процесс восстанавливается после удаления не сгоревших сучков топором, но эта процедура отвлекает от безмятежного сна. Замечено что в густом лесу скелетные ветви образующие крону дерева располагаются высоко на опушке леса значительно ниже их остатки в толще ствола почти неизбежны.
Очень важно правильно выбрать место ночлега и рядом нужное сухое дерево, это возможно только по светлому времени. В темноте почти неизбежны неудобства, мешающие нормально отдохнуть, выспаться и набраться новых сил для предстоящей работы. При выборе табора учитывается состояние погоды. При ясной погоде он выбирается на возвышенных участках, в ветер и снег — внизу по долинам небольших рек, распадкам. На возвышенных местах несколько теплее, движение воздуха имеет постоянное направление — сверху вниз вдоль основного уклона местности. Внизу легче расположиться в заветренном месте (в углублении, у обрыва, скалы..). Костёр не должен располагаться под мощными густыми кронами деревьев, на них всегда снег, кухта, которые под действием дыма и теплого воздуха могут обрушиться на человека.
План табора для ночлега показан на рисунке 2. Человек располагается за экраном (стенкой). При частых ночлегах у зимнего костра люди пользуются переносными экранами. В качестве экрана (длиной 2-3 м, высотой 1-1,5 м) может служить тонкий брезент, плотная хлопчатобумажная ткань или другой легкий материал. В летнее время хороша полиэтиленовая пленка, но зимой при сильных морозах она становится хрупкой и рвётся. Экран расправляется на тонких палках на углах привязывается шпагатом. При отсутствии переносного экрана устраивается стенка из подручного материала — можно использовать колодник, на жерди поместить лапник, выколоть доски и проч. Если сверху человека согревает костёр, то снизу трудно предохраниться от ощущения холода, идущего от мёрзлой земли и снега. Некоторые охотники в виде ковриков-утеплителей используют шкурки кабарги, косули, собаки, овцы и тому подобные. Первые легче по весу и лучше сохраняют тепло и предохраняют тело от мерзлого субстрата. Шкурка помещается на слой лапника (лучше пихтового), которым покрывается плотный ряд сухих жердей. На такого рода лежанке и мягко, и тепло. Ряд ночёвщиков место будущей лежанки прогревают мощным костром, но это абсолютно безнадёжное дело, поскольку прогреть мёрзлую землю на приличную глубину в течение 2-3 часов невозможно, а слой в 5-10 см тут же промерзает. К тому же эта процедура требует большого количества дров и, стало быть, непроизводительных затрат сил. При отсутствии переносного коврика можно расколоть обрубок того же дерева на доски застелить их портянками, верхней одеждой. Конечно будет жёстко но зато тепло.
Готовясь ко сну, необходимо выполнить еще ряд правил. Снимается обувь, одежда и просушиваются у костра. Ноги укрываются теплыми носками (лучше из кошмы) или портянками. Если спать обутым то нарушается нормальное кровообращение, а обувь можно сжечь или так испортить что дальнейшее использование её становится невозможным. Во сне можно не почувствовать чрезмерного жара. Ночующий располагается спиной к нодье, лучше на правом боку. Верхняя одежда используется в качестве одеяла, укрывая колени, плечо и голову. Шапка не снимается. В первую очередь мерзнут колени, а если не будешь дышать теплым воздухом, то охлажденные нос и лицо не дадут заснуть. Верхняя одежда до сих пор ценится из грубого шинельного сукна, а костюм из портяночного. Сукно меньше, чем другой материал, подвержено намоканию и горению. Бывает трудно пролежать всю ночь на одном боку, временами приходится поворачиваться на спину или другой бок.
Отмечу, что нодья — это индивидуальный костёр, при ночлеге вдвоём лежанки монтируются с двух его сторон, а экран сооружается полукругом, прикрывая головы и передние части тел. При ночлеге втроём один будет в худшем положении. При очень сильных морозах можно смонтировать две нодьи.
Чтобы стать сторонником описанного костра, необходимо хоть раз ночевать около него, собственными руками собрать и разжечь нодью, следуя описанным советам. Для первого опыта устройте этот костёр летом или зимой у охотничьей избушки.
Комментарии