Если сигнал SOS был успешно отправлен или вы знаете, что рядом проходят регулярные морские пути, обычно желательно оставаться на месте в течение 72 часов.
Если ничего этого нет, то не следует терять время, а нужно трогаться в путь, чтобы использовать еще имеющиеся силы и форму, особенно если известно, что земля недалеко и находится в направлении ветра.
Если земли рядом нет, определите, где проходит ближайший морской путь, и направляйтесь туда.
РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Оцените следующие обстоятельства, прежде чем принимать решение оставаться на месте или отправляться в путь.
— Содержание переданной информации до бедствия или несчастного случая.
— Известно ли ваше местоположение спасателям? Знаете ли вы его сами?
— Подходит ли погода для спасательной операции?— Какова вероятность того, что в районе вашего местоположения пройдут другие суда или самолеты?
— На сколько дней хватит ваших запасов воды и пищи?
Ваше плавсредство будет двигаться по ветру и течению. В открытом океане течения редко превышают скорость 9-13 км в день.
Поднимите плавучий якорь. Используйте ветер, если возможно. Если у плавсредства нет киля, то плыть можно только точно по ветру или максимум под углом 10° к нему.
Используйте весло в качестве руля. Если ветер дует против нужного вам курса, поставьте плавучий якорь, чтобы сохранять положение.
Использование ветра
Полностью надуйте лодку и сядьте как можно выше. Сделайте из подручных средств парус, если у вас нет штатного. Не закрепляйте его нижние концы, а держите привязанные к ним фалы или нижний край, так чтобы при внезапном порыве ветра можно было их отпустить и плавсредство не перевернулось.
При волнении на море
Спустите с носа плавучий якорь. Он будет все время держать нос по ветру и предупредит переворачивание. Держитесь в плавсредстве пониже. Не садитесь на края и не вставайте. Не делайте резких движений. Если спасающиеся располагаются на нескольких плавсредствах, то свяжите их вместе.
СИГНАЛЫ НА МОРЕ
Сигнальные патроны, сигнальные маркеры и разнообразные движения — это способы привлечь к себе внимание на море. Если у вас нет средств сигнализации, размахивайте одеждой, брезентом, вспенивайте воду, если нет волнения. Ночью или в туман будет полезен свисток для поддержание контакта с другими группами спасающихся.
Если радиопередатчик является частью бортового оборудования вашего плавсредства, то на его боку есть инструкции по пользованию. Обычно предварительно установлены две частоты: 121,5 и 243 мегагерца, а дальность действия составляет примерно 32 км. Передавайте с небольшими интервалами, но действуйте осмотрительно, чтобы впустую не разрядить батареи. Батареи в такой ситуации бесценны. (См. Сигнализация в разделе Спасательные мероприятия.)
Морские аварийные маркеры, которые выпускают краситель в воду, полезны только в светлое время суток. Если море не слишком бурное, то он заметен в течение трех часов.
Пиротехническое снаряжение должно содержаться в сухости и безопасности. Внимательно изучите инструкции и берегитесь пожара. Особенно удобны ПСНД -сигнальные патроны для комбинированного использования как днем, так и ночью, — один конец выпускает цветной дым для дневного применения. При запуске ракет и зажигании пиротехнических патронов у вас в руках находится огнеопасный предмет, так что будьте очень осторожны — не направляйте их вниз, на себя или других.
Используйте сигнальные патроны, только если уверены, что они будут видны, а зажигайте, когда уверены, что возможные спасатели смотрят в вашу сторону -например когда самолет летит на вас, а не после того, как он пролетел. (См. Сигнализация в разделе Спасательные мероприятия.)
Большинство спасений происходило после того, как сигналы гелиографа привлекли внимание спасателей. Любой блестящий предмет или отражающая, зеркальная поверхность могут быть использованы для сигнализации этим способом.