Нагрузки при передвижении. Таежный и горно-пешеходный туризм создают значительную физическую нагрузку на организм. Это—один из наиболее трудных видов туристских походов, требующих последовательной и длительной тренировки. Что же влияет на изменение физической нагрузки и как следует ее регулировать?
Нагрузка зависит от веса рюкзака, проходимого в день расстояния, ходового времени в течение дня, скорости движения и рельефа местности.
Для правильной работы организма туриста, преодолевающего значительные расстояния в течение продолжительного времени, необходима посильная равномерная нагрузка, чередующаяся с кратковременным отдыхом. Распределение нагрузки и чередование ее с отдыхом должно быть не только в пределах всего похода, но и в пределах дня и даже в самом процессе передвижения. Только в этом случае туризм приобретает важный оздоровительный характер.
Вес рюкзака. Прежде всего следует определить посильный вес рюкзака для каждого участника похода. Давать здесь какие-то строгие нормативные указания совершенно невозможно и просто вредно по той причине, что для каждого человека предельный вес груза, не приводящий к отрицательным последствиям, будет всегда свой, отличный от другого. Рекомендуемое иногда правило, гласящее, что вес рюкзака не должен превышать 1/5 веса человека, никуда не годится. Практика показывает, что в одном случае даже эта, в общем, заниженная для здоровых людей норма — непосильна, в другом случае — она совершенно недостаточна.
Величина нормальной весовой нагрузки, не противоречащей оздоровительному назначению туризма, зависит от пола, возраста, в огромной степени от физического развития и тренированности, от технической сложности маршрута. Состояние здоровья оказывает колоссальное влияние на изменение величины весовой нагрузки.
Весовая нагрузка часто вынужденно определяется характером похода и маршрута. В сложном походе приходится нести значительное количество продуктов и снаряжения. Вот почему в такие походы должны отправляться совершенно здоровые, физически развитые, хорошо тренированные туристы. Практика показывает, что мужчины справляются с рюкзаком весом 25—30 кг даже в сложном горном или таежном походе (конечно, в начале маршрута, так как с каждым днем за счет съедаемых продуктов вес рюкзаков уменьшается).
Женщины несут от 15 до 18 кг, а иногда и несколько больше. При этом, конечно, рюкзак должен быть безукоризненно уложен и сбалансирован.
В зависимости от состояния здоровья и других причин нагрузку приходится подбирать для каждого туриста в отдельности. Практически ничего сложного в, этом нет. Руководитель группы и любой участник может это сделать, опираясь на объективные показатели. Прежде всего таким показателем служит характер работы сердца во время нагрузки и общее физическое состояние. Конечно, подбирая вес, надо проявить значительный такт, не ставить человека в положение, когда ему приходится возражать против уменьшения нагрузки (что чаще всего бывает). В то же время руководитель должен быть достаточно твердым и требовать беспрекословного выполнения приказа об изменении веса рюкзака. Даже незначительное заболевание, небольшая температура могут привести к тому, что хорошо тренированный турист должен быть на время совершенно освобожден от рюкзака, во избежание тяжелых последствий для здоровья.
Скорость передвижения во многом определяет величину нагрузки. При быстром или широком шаге резко увеличивается нагрузка по сравнению с более медленным движением на одном и том же отрезке пути. Обычно туристы идут с небольшой скоростью, изменение которой определяется рельефом.
Влияние рельефа местности на изменение нагрузки огромно. Увеличение крутизны пути при подъеме резко сказывается на сердечной деятельности и требует значительного уменьшения скорости движения для сохранения постоянства нагрузки и ритмичности в работе организма. Спуски облегчают работу сердца (и потому позволяют значительно увеличить скорость движения), но создают большую нагрузку на мышцы и связки ног, что также надо учитывать.
Проходимое в день расстояние, как и весовая нагрузка, очень трудно поддается точному предварительному нормированию. Оно определяется прежде всего сложностью маршрута и весом рюкзака.
На равнине с рюкзаками среднего веса здоровые люди проходят в день 20—25 км. 30 км в день — это уже большая нагрузка. В горах в первые дни похода с тяжелыми рюкзаками, в долинах, на подходах к перевалам проходят 13—18 км. В тайге по пересеченной местности в первые дни похода (с тяжелыми рюкзаками) проходят около 12 км. С облегченными рюкзаками в горах и тайге втянувшимся в походную жизнь туристам можно проходить по 18— 20 км. Преодоление естественных препятствий резко снижает проходимый километраж.
Величина ходового времени и распределение его в течение дня имеет большое значение для создания необходимой ритмичности в чередовании нагрузок и отдыха. На первую половину дня должна приходиться большая ходовая нагрузка, чем на конец его; в середине дня обязательно нужен отдых и горячее питание. Останавливаться на вечерний бивуак летом следует засветло с тем, чтобы быстро и безопасно организовать приготовление еды и ночлег группы. Лучше раньше встать, чем позднее лечь, так как запас светлых часов и прохладного времени больше в утренние часы. Режим дня составляется приблизительно следующим образом: подъем в 6 часов (при переходе через перевал в 4—5 часов); туалет, завтрак, подготовка к выходу до 8 часов; движение 8 — 13 часов; обед, отдых, сборы — 13—15 часов; движение 15—19 часов; устройство бивуака, ужин — 19—22 часа.
Во время движения через каждые 50 минут следует десятиминутный отдых. Через два перехода отдых может быть увеличен до 20 минут. В начале движения темп должен быть несколько замедленным. Окончив движение и сбросив рюкзак, делают небольшую разминку. Вначале, на первом переходе полезно остановиться на 5 минут через 15—20 минут движения, чтобы привести в порядок снаряжение. В горах, на подъемах и в тайге при наличии препятствий десятиминутный отдых может назначаться в зависимости от трудностей пути через 40—30 минут движения.
Во время движения в высокогорной зоне и в тайге по маршрутам, включающим серьезные препятствия, требующие значительного времени для их преодоления, для обеда обычно выделяется не более часа или полутора часов. Такой краткосрочный обед обязательно должен состоять из калорийных продуктов и включать горячую пищу. Уложиться в столь малое время можно лишь при четком и организованном участии в приготовлении обеда всем составом группы.
В таежном или горном походе обстоятельства иногда складываются так, что распределять ходовую нагрузку в течение дня приходится не из соображений ритмичности в чередовании работы и отдыха и вне зависимости от других названных выше причин, а из соображений безопасности продвижения по маршруту. В таких случаях движение может быть начато рано утром еще затемно, даже ночью (при прохождении лавиноопасных и камнепадоопасных мест). Во время преодоления сложных препятствий движение может продолжаться и в самые жаркие часы дня. (Кстати, в высокогорной зоне и в тайге в течение всего дня довольно прохладно).
Для тренированных, хорошо подготовленных туристов вынужденные нарушения ритма в работе организма и временные перегрузки не грозят сколько-нибудь серьезными последствиями и обычно компенсируются дополнительным отдыхом на дневках.
Организация движения группы имеет огромное значение для создания ритмичности работы организма и правильной дозировки нагрузки, а также для четкости в действиях группы и безаварийности. В любой, даже хорошо тренированной, туристской группе всегда будут более слабые и более сильные участники. Никакой беды в этом нет, так как все нагрузки можно распределить соответственно силам каждого. Обычно в группе выделяется ведущий — достаточно опытный турист, задача которого выбирать путь и задавать наиболее выгодный для группы темп движения. Обязателен замыкающий из числа опытных туристов, задача которого оказать помощь отставшим, никого не потерять, своевременно дать ведущему сигнал к остановке, если с кем-то плохо или надо привести в порядок снаряжение. Ведущий устанавливает темп, наиболее выгодный для группы, ни не выше темпа движения наиболее слабого ее участника. Руководителю группы следует почаще ставить на место ведущего каждого члена группы.
Планирование маршрута. Маршрут сложного таежного похода выбирается так, чтобы на подходах затрачивалось наименьшее количество сил участников. Поэтому следует точно выяснить, каким транспортом и каким путем туристы доберутся до начальной точки маршрута и уедут с конечного его пункта. В таежном или горно-таежном походе также важно точно выяснить наличие и расположение населенных пунктов в средней части маршрута для пополнения запасов продовольствия. Надо иметь в виду, что некоторые населенные пункты в таежных районах, отмеченные на карте, могут быть перенесены в другое место (базы экспедиций, прииски и др.), поэтому до выезда на маршрут следует списаться с местными организациями.
В продолжительных горно-таежных походах вес продуктов питания бывает столь значителен, что туристы не в состоянии поднять весь груз. Иногда, стремясь облегчить рюкзаки, резко уменьшают продуктовые нормы. В сложных таежных походах это уже не раз приводило к авариям. Если груз слишком велик, надо при планировании маршрута учесть заброску продуктов в один или два пункта на маршруте с помощью вьючного транспорта или вертолета. Иногда бывает достаточно создать одну такую базу, забросив груз на лошадях на 70—80 километров от начальной точки маршрута. Продуктовый склад в тайге или должен охраняться, или продукты должны быть надежно спрятаны, чтобы их не уничтожили дикие звери.
Расчет километража должен проводиться сообразно с естественными препятствиями (отсутствие троп, завалы, переправы, болота, пересеченность местности, затруднительная ориентировка и т. д.). Завышение километража дневных переходов в тайге во время планирования маршрута недопустимо. Грубо ориентировочно в тайге с большим грузом в рюкзаках двигаются со скоростью 10—12, в лучшем случае 16—17 км в день.
В таежном или горном походе желательно предусмотреть запасный вариант маршрута, на который можно было бы выйти в случае какой-либо аварии или затруднительности движения по основному варианту. Запасный вариант должен наикратчайшим и легчайшим путем привести туристов к населенному пункту, дороге или вывести в местность, лишенную трудных и сложных естественных препятствий.
Планируя таежный поход на местности, где затруднена ориентировка, в маршрут включают подъем на панорамные пункты, отведя для этого необходимое время (5—6 часов, иногда день).
Там, где возможно, полезно проложить маршрут выше зоны лесов. Идти по высокогорным лугам, а иногда и по скалам и снегу бывает легче и проще, чем пробиваться через заросли. Кроме того, двигаясь по субальпийским лугам, легче ориентироваться на местности. Таким образом, можно с успехом путешествовать по Алтаю (например, хребет Иолго и прилегающие к нему горные массивы в бассейнах рек Уймени, Пыжи и других). «Высотные» маршруты могут быть выгодны в районе Западного Кавказа, например в глубинных районах Кавказского заповедника.
В начальном пункте маршрута и уж во всяком случае в той организации, которая утвердила маршрут, необходимо оставить копию возможно более крупной масштабной карты, на которой наносятся линия основного маршрута, линии отходов, места бивуаков, числа прохождения того или иного участка маршрута, пути возможных поисков в случае нарушения контрольного срока, места, на которых будут оставляться контрольные записки.
Тактика прохождения маршрута. Во время движения по сложному маршруту необходимо быть уверенным, что группа не потеряла ориентировки. Если же туристы заблудились или не знают, где они находятся, надо найти на карте свое местоположение и только тогда двигаться дальше. Лучше потерять некоторое время на топографическую разведку местности, чем идти наобум.
Во всех приметных местах следует оставлять контрольные записки. Писать их надо только простым карандашом, указывая дату и время прохождения данного места, состав группы, самочувствие участников, наличие в группе продовольствия, состояние здоровья туристов, путь дальнейшего движения. Такие записки помогут соседним отрядам узнать о продвижении группы по маршруту, а в случае поисков намного упростят задачу для спасательного отряда. Записки можно накалывать на сучья деревьев, привязывать к стволам, класть в туры из камней, оставлять в охотничьих избушках, в населенных пунктах и т.д.
Из всех пунктов, где есть телеграф, направляются телеграммы о прохождении маршрута.
На каждом участке маршрута туристы выбирают наиболее простой и безопасный путь движения. В горах, например, просматривая путь подъема без троп, выбирают места с хвойным лесом, так как там легче идти. По склонам, заросшим лиственными породами (горной березой, лавровишней, рододендронами и т.д.), лучше не подниматься. Бывает, что пройти там можно лишь с топором и пилой. Хвойные леса издали выглядят более темными, чем лиственные. Обычно хвойные породы деревьев растут по ребрам и гребешкам, разделяющим желоба долинок, зимой представляющих пути для лавин. Как правило, лиственные породы деревьев способны лучше сопротивляться лавине, чем хвойные, и потому лавинные желоба часто покрыты труднопроходимыми зарослями высокогорной березы.
В залесенных горах путь, как правило, выбирается по гребням. Идти там легче, чем по склону или по дну долинок и котлованов, и труднее заблудиться.
В ряде случаев путь по каменистому руслу высохшего ручья (или даже в воде) удобнее, быстрее и безопаснее, чем движение по чаще или крутому скалистому склону.
Двигаясь по травянистым склонам или осыпям, выгоднее выбирать ребра и вообще выпуклые, а не вогнутые формы рельефа. Эти участки склонов обычно менее опасны камнепадами с вышерасположенных скал. Старая, хорошо слежавшаяся осыпь, которую легко определить по более темному цвету камней, лишайникам, придающим камням зеленоватую окраску, безопаснее «живой» осыпи. Осыпь, состоящая из более крупных камней, часто безопаснее осыпи из мелких камней. Подъем по осыпи совершается зигзагом в тех случаях, когда можно идти так, чтобы одни туристы не оказались над другими. Если достигнуть этого нельзя, поднимаются прямо в лоб, в сомкнутом строю, задерживая камень тотчас, как только он стронут впереди идущим. Иногда удобнее бывает идти по той части осыпи, которая покрыта снегом. Осыпь около скал менее подвижна, однако здесь возрастает опасность камнепада со скал. Если скалы сильно разрушены, от них надо безусловно отойти подальше или проходить опасный участок поодиночке, организовав наблюдение за летящими камнями. Даже по склонам, кажущимися издали крутыми и мало доступными, часто можно пройти, выбирая путь по травянистым «полочкам», ограниченным скалами.
Надо учитывать, что в горах, рассматривая удаленную местность, мы получаем недостаточно точное представление о рельефе. Происходит это по нескольким причинам, наличие которых надо знать и всегда помнить. Прежде всего теряется объемное восприятие местности, так как глаза человека неспособны увидеть стереоскопически сильно удаленные предметы. Для того, например, чтобы получить стереоскопический снимок гор, надо сделать два снимка с точек, удаленных друг от друга на 3—4 м. Обманывает чистота воздуха в тайге и горах. В результате далекие предметы кажутся нам близкими, и мы не можем представить себе истинных размеров скал, камней, карнизов, полочек и т.п. — они кажутся нам меньшими и потому менее доступными, чем в действительности. Кроме того, в горах мы сравниваем окружающую местность со скалами, камнями, склонами, кажущимися нам меньшими по размерам, чем они есть в действительности, так как на равнине мы привыкли к сравнительно небольшим местным предметам. Учитывая все эти особенности, можно более или менее точно выбрать наиболее прямой, простой и безопасный путь прохождения отдельных участков маршрута.
Для движения могут быть использованы звериные тропы, особенно, когда они идут по гребням ребер в тайге, поднимаясь вверх или на некоторое расстояние пересекая склон. Звериная тропа, резко пошедшая вниз, как правило, спускается к водопою и непригодна для продвижения вдоль склона. Вообще надо иметь в виду, что вблизи реки чаще всего тропы идут поперек пути туристов, двигающихся вдоль реки, тропы будут подниматься на склоны и постепенно теряться там в траве.
В гористой тайге часто затруднительно движение по долине реки, так как склоны обрываются в реку скалистыми стенами. На Алтае такие места называются «бомами». В некоторых случаях приходится почти непрерывно переходить реку. Если переправы трудны и продолжительны, следует поискать обхода «бомов» поверху. Если «бомов» много, то для обхода лучше подняться повыше и обойти по верху значительный по протяженности участок реки, двигаясь этим путем иногда целый день, а иногда два и даже три дня.
Во время движения без троп по крутым, сильно залесенным и особенно покрытым густым кустарником склонам надо опасаться крутых обрывов. Опасные места бывают настолько тщательно замаскированы зеленью, что можно сорваться с кручи, до самого последнего момента не подозревая того, что дальше пути нет. Такие места часто встречаются на Западном Кавказе, на Алтае и в других горных районах, богатых лесами.
В районах Кавказского заповедника надо с большой осторожностью спускаться в узкие каньонообразные долины — щели. Выйти из таких долин бывает невозможно, а подняться обратно тоже оказывается трудным.
В сложном походе надо уметь сохранять необходимый запас продуктов, вовремя пополнять его в населенных пунктах или экономить, если движение по маршруту осложняется. В группе всегда должен быть неприкосновенный запас питания.
В то же время ослабевших или заболевших товарищей следует кормить так, чтобы быстрее восстановить их силы.
Направляясь в поход, ни в коем случае нельзя рассчитывать на пополнение продовольствия за счет охоты и рыбной ловли. В трудном походе для этого не хватает времени, а в случае охотничьих и рыболовецких неудач и совсем невозможно получить серьезное подспорье в питании. Однако в сложном таежном походе туристы обязаны иметь рыболовные принадлежности (тем более, что вес их невелик), а иногда весьма желательно и ружье. И то и другое может оказаться незаменимым в случае возникновения аварийного положения.
Летом в тайге опытный человек всегда может прокормиться грибами, ягодами, орехами, рыбой, дичью.