При прохождении безлесного участка (арктическая тундра или морские заливы) группа должна иметь необходимый запас высококалорийного топлива. Наиболее удобными видами топлива являются пластический и жидкий бензин, торфобрикеты и специально заготовленный кокс. Норма топлива для приготовления пищи и обогревания палатки около 5—6 кг в сутки при условии сжигания его в специальной печи-кухне.
Порядок использования топлива целесообразно применять следующий: для приготовления воды и варки пищи употребляется легко воспламеняемый и бурно горящий пластический или жидкий бензин. После приготовления пищи с помощью пластического бензина поджигаются торфобрикеты. Закладка в 500 г горит в течение 30—40 минут. На хорошо разогревшиеся торфобрикеты укладывается кокс. Кокс горит довольно длительное время, но каждая закладка должна быть не менее килограмма, так как в противном случае он может затухнуть.
Чтобы пластический и жидкий бензин сгорали медленнее и с большим эффектом, нужно применять следующие замедлители: пластический бензин плотно набивают в пустую консервную банку и сверху чуть прикрывают крышкой. В таком положении он горит в два раза медленнее и используется с большим коэффициентом полезного действия.
При необходимости использовать жидкий бензин нужно иметь два куска пористого силикатного кирпича, которые поочередно смачивают в бензине и поджигают внутри печи. Использование туристских или хозяйственных примусов для приготовления пищи (в большой группе) крайне нецелесообразно, несмотря на более экономичнее использование бензина или керосина. Приготовление ужина на хозяйственном примусе занимает 1,5—2 часа. При использовании же маленьких туристских примусов ужин будет готовиться и того больше.
Количество топлива, расходуемого в течение ночи, можно значительно сократить, если отменить ночное дежурство, когда оно не вызывается мерами охраны группы от хищных зверей. В этом случае топливо можно использовать только для приготовления пищи и обогревания палатки во время бодрствования группы. При наличии хорошего общего спального мешка нет необходимости отапливать палатку ночью.
При планировании лыжных походов в условиях Крайнего Севера нужно использовать для топлива любое горючее вещество, попадающееся в пути: тюлений жир — при переходах по льду морских заливов, плавник — на побережье и мелкий кустарник — в более южных районах тундры.
Ближе к Полярному кругу почти везде имеется более или менее богатая лесная растительность, позволяющая постоянно возобновлять запас топлива.