Основы обучения охотничьих собак

Обучение собаки имеет целью добиться от нее выполнения определенных приемов по команде ведущего, а также выработку навыков, обуславливающих надлежащее поведение собаки в быту и на охоте.

Обучение животных основано на их способности отвечать на внешние воздействия (раздражители) теми или иными действиями, т. е. на возможности вызвать у собаки рефлекс. Новорожденный щенок способен на целый ряд действий, иногда сложных, благодаря наличию у него врожденных рефлексов — самозащиты, пищевого и других. Но эти действия выполняются под влиянием только непосредственных раздражителей, как, например, боль, голод, тепло, пища и т. п. Такие раздражители называются безусловными и вызывают врожденные рефлексы.

Первоначально при даче корма щенок реагирует только на сам корм, его запах и вкус; позже произнесенная кличка, звон посуды и другие явления, предшествовавшие даче корма, становятся раздражителями и вызывают такие же реакции, как и корм. Эти раздражители, сопутствующие безусловным, называются условными раздражителями, а реакции, ими вызванные,— условными рефлексами.

При обучении собаки охотник добивается от нее выполнения команды, подавая ее перед воздействием безусловного раздражителя, вызывающего требуемое действие. Так, например, при отработке приема «Сидеть» дается соответствующая команда; затем, приподнимая собаку за ошейник и нажимая на ее крестец, механически заставляют собаку сесть и тотчас закрепляют рефлекс дачей лакомства. При многократном повторении этого приема собака начинает садиться по команде, не ожидая насильственной посадки, т. е. у нее закрепляется условный рефлекс на приказание «Сидеть».

Обучение должно строиться на базе постепенного усложнения требуемых рефлексов, при единообразии команд и очень осторожном применении наказаний, допустимых лишь непосредственно за «проступком» собаки.

«Очеловечивая» собаку, т. е. предполагая понимание ею человеческой речи и возможность аналогичного мышления, дрессировщик нередко портит собаку, например, если последовательно отдает такие команды, как «Сядь», «Сидеть», «Да сиди же», которые собака воспринимает как совершенно различные сигналы. В других случаях охотник наказывает собаку за отказ подойти на свисток, чередуя удары со свистками; тем самым он лишь закрепляет стремление собаки быть вдали от дрессировщика при этом неприятном для нее сигнале.

Необходимо помнить о возможности возникновения нежелательных связей при обучении собаки. Так, например, команда «Ко мне», сопровождающаяся каждый раз взятием на поводок, или команда «Подай» после каждого выстрела могут вызвать: в первом случае — нежелание подходить к ведущему, а во втором — бросок за птицей и гоньбу ее после выстрела.

Усвоение собакой целого ряда рефлексов и навыков происходит в процессе ее воспитания с двух-трехнедельного возраста.

Обучение ее до 7—8 месяцев строится на методах ласки, игры и поощрения, чтобы не запугать щенка и не мешать правильному развитию его нервной системы. Период дрессировки, когда от собаки требуется безотказное выполнение ряда более сложных приемов и элементы принуждения начинают играть большую роль, наступает в возрасте от 8 месяцев до года, в зависимости от развития и индивидуальных особенностей собаки.

Вообще при обучении собак необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой из них, особенно при применении наказаний. Как правило, стандартный подход к собаке приводит к неудачам.

Каждая собака должна быть приучена:

— не пачкать в доме;

—   знать свою кличку;

—   знать свое место;

—   являться по приказанию или особому сигналу;

—   ходить на поводке;

—   садиться и ложиться по приказанию;

—   не брать пищу без разрешения;

—  прекращать всякое нежелательное действие по команде «Нельзя» или другому сигналу.

В ряде случаев собаки должны быть еще приучены подавать поноску и спокойно вести себя при перевозке в лодке и автомашине.

Требуемые приемы и навыки можно отработать у собаки любого возраста, но наиболее рационально привить их до года. Это способствует правильному развитию щенка и значительно упрощает работу с ним в период натаски, нагонки, нахаживания или притравки.

Приучение к чистоте. В условиях содержания собаки в будке или вольере специально приучать ее к чистоте нет необходимости; если же щенок растет в доме, это один из существенных моментов воспитания.

В возрасте 2—3 месяцев щенок уже стремится выйти для отправления естественных надобностей из дома, и нужно лишь следить за ним и во-время выводить его на двор. Приучение к чистоте может’ быть ускорено, если с возраста 1,5—2 месяцев при попытке щенка оправиться дается команда «Нельзя» и его удаляют из помещения. В городских условиях можно предоставить ему возможность оправляться в специальный ящик или противень с песком. Первоначально песок следует ставить в непосредственной близости от места, отведенного для щенка, позднее его можно держать подальше и даже выставить за дверь комнаты. Щенок быстро привыкает проситься за дверь, а когда он несколько подрастет, выгуливать его можно будет на улице.

Приучение к месту. Для приучения к месту после соответствующей команды, отдаваемой строгим тоном, берут щенка за ошейник и водворяют на место. При повторении приема щенок быстро усваивает команду, за что ему дается лакомство. Попытки тотчас же покинуть указанное место пресекаются строгим повторением команды и легким шлепком. При повторных попытках покинуть место щенка следует Вновь отвести туда, подав команду «На место», и ненадолго привязать.

Приучение к кличке. Кличка собаки является для нее как бы командой «Внимание». Кличка должна быть > короткой и звучной. Приучают щенка к кличке в процессе общения с собакой; каждый раз реакция собаки на кличку закрепляется дачей лакомства, лаской, игрой, прогулкой и т. п.

Приучение к поводку. Приучать щенка к поводку следует в возрасте 3—4 месяцев. Вначале щенка берут на поводок на очень короткое время, отвлекая его лаской, игрой и движением от попытки сопротивления. Постепенно щенок привыкает к нахождению и движению на поводке, тем более что его берут на поводок перед прогулкой, всегда для него приятной.

Приучать к поводку надо мягко и постепенно. До полугода щенка не следует резко одергивать, даже если он сильно натягивает поводок. Позднее приучают его ходить рядом, не натягивая поводок. Для этого первое время ходят со щенком слева от ведущего вдоль забора, стены, пресекая   попытки выдвинуться вперед   командой   «Рядом», одергиванием поводка и помахиванием перед собакой хлыстом или прутом, зажатым в правой руке.

Правильное хождение собаки у ноги поощряется лаской, поощрительной командой «Хорошо» и лакомством. Непокладистых собак приучают ходить рядом, пользуясь парфорсом (колючий ошейник) или ошейником-удавкой, которые механически затягиваются при натяжении поводка и ослабляются при его опускании. Учитывая, что хождение рядом является одним из самых трудных для собаки приемов, следует обучать ему предварительно набегавшуюся собаку, чередуя с другими приемами и свободной прогулкой без поводка. По мере обучения прием усложняется хождением у ноги по открытой местности, хождением с отпущенным коротким поводком и без него и хождением сзади ведущего, что необходимо при движении с собакой в лесу.

Подход к дрессировщику по команде. Все собаки приучаются являться к дрессировщику по команде «Ко мне», легавые — также по свистку и жесту, а гончие — по сигналу рога.

Первоначально приучают собаку подходить по команде «Ко мне» при помощи лакомства. Если собака чем-либо отвлечена, привлекают ее внимание произнесением клички, затем повторяют команду. Во всех случаях, когда собака по команде подходит, ее поощряют лакомством, лаской, игрой и т. п.

Не допускается наказание собаки, «провинившейся» вдали от дрессировщика, после того как она явилась по команде «Ко мне». В данном случае наказание повлечет создание нежелательной связи между выполнением команды и наказанием. Зачастую у собак образуется нежелательная реакция на команду «Ко мне», если ее отдают только перед взятием собаки на поводок. Во избежание этого иногда следует подзывать собаку па прогулке или в лесу для дачи лакомства или ласки, после чего вновь отпускать командой «Гуляй». При взятии собаки на поводок нельзя грубо надевать через голову узкий ошейник или смычок, что часто причиняет боль и вызывает нежелательную реакцию собаки на команду «Ко мне». В случаях, когда собака, испорченная неправильным воспитанием, не подходит по команде, можно приучать ее к подходу на длинной веревке.

При работе в угодьях лучшим стимулом безотказного подхода по сигналу охотника будет наводка собаки на дичь или на след зверя.

Укладывание собаки по команде. Укладывание собаки, необходимое в быту, дисциплинирует собаку, упрощает управление ею на расстоянии и является основным средством удержания легавой собаки от гоньбы дичи.

При первоначальном обучении команду «Лежать» отдают предварительно усаженной собаке, заставляя ее лечь нажимом на холку при одновременном вытягивании обеих лап вперед. Требуемое действие закрепляется дачей лакомства и лаской. При другом способе посаженную собаку укладывают, заставляя ее тянуться за кусочком, зажатым в руке, которую опускают вниз и вперед.

Попытки собаки встать пресекаются удержанием ее руками и строгим повторением команды «Лежать». Постепенно время лежания увеличивается, а прием усложняется отходом от собаки, укладыванием на расстоянии и отдачей приказа жестом. При укладывании собаки на расстоянии надо следить за выполнением команды на том месте, где она застала собаку. Если собака легла не тотчас, следует отвести ее обратно, взяв за ошейник, и уложить там.

Подача. Прием необходим при обучении собак, предназначенных для подачи дичи.

Существует два метода обучения. Первый, применяемый главным образом с молодыми собаками, основан на инстинкте преследования движущихся предметов и игре. Щенка заинтересовывают предметом (поноской), затем бросают его, давая команду «Подай». Как правило, щенок бросается за поноской, после чего ее следует отобрать с командой «Брось» и дать при этом лакомый кусочек. После неоднократного повторения этого упражнения прием будет освоен.

Не следует позволять щенку играть с поноской, а также уносить или грызть ее, так как охотнику необходимо спокойное отношение к ней собаки и безотказное выполнение команды «Брось». В случаях, когда собака стремится убежать с поноской и не отдать ее, обучение полезно проводить на длинной веревке, пока у собаки не закрепится надлежащее отношение к поноске. Деревянная поноска с колючками, обмотанная тряпкой, помогает отучить от этого недостатка собаку, привыкшую грызть поноску.

Взрослую собаку рекомендуется обучать подаче несколько иным, более длительным, но надежным способом. Усадив собаку у ног, дают команду «Возьми» и вкладывают б рот собаке поноску. Подержав ее несколько мгновений, дают команду «Брось» и, освободив собаку, тотчас дают ей награду. Добившись усвоения приема систематическим повторением, усложняют его, заставляя собаку брать поноску с земли, а затем приносить брошенную вещь.

При отказе щенка подать поноску наказания совершенно недопустимы, так как он может совершенно прекратить подачу.

Подаче с воды обучают собаку в теплое время года, вначале на мелких местах, с постепенным увеличением глубины и расстояния. По освоенвд подачи с воды прием усложняют, добиваясь розыска поноски, упавшей в заросли осоки, сообразуясь с указаниями дрессировщика, отдаваемыми жестами и бросанием камней в направлении поноски или дичи.

Всякая собака должна бросаться за поноской только по команде, а для легавой собаки это совершенно необходимо во избежание срыва стойки и гоньбы дичи.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 62 | 0,132 сек. | 13.43 МБ