История войн знает немало примеров сражений, в которых умелое использование местности играло решающую роль в разгроме превосходящего по силам противника.
Так, например, в сражении при реке Кагул в августе 1770 года русские войска под командованием фельдмаршала П. А. Румянцева одержали блистательную победу над турками, имевшими четырех-пятикратное превосходство. Оценив особенности местности и определив численное превосходство турок, П. А. Румянцев отказался от сложного маневрирования на поле боя из-за пересеченной местности. Он решил нанести главный удар по левому флангу турок, так как там местность в их расположении не позволяла им действовать широким фронтом (с одной стороны была непроходимая вброд река Кагул, с другой — протяженный высокий холм) и в случае отхода войск создавалась узкая горловина для их прохода.
В этом сражении русские войска одержали победу при таком соотношении сил, равного которому трудно найти в истории войн. Турки потеряли до 20 тысяч солдат и офицеров, 130 орудий и весь обоз.
А. В. Суворов считал умелое использование местности одним из основных условий успеха в бою. Он говорил: «Управляй счастьем, умей пользоваться местностью».
Знаменитые итальянский и швейцарские походы генералиссимуса А. В. Суворова являются историческими примерами доказательства умелой оценки и эффективного использования местности в военных целях.
Фельдмаршал М. И. Кутузов в донесении от 21 августа 1812 года писал: «Позиция, в которой я остановился при Бородине, в 12 верстах впереди Можайска одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить посредством искусства…»
В годы гражданской войны план наступления Красной Армии с района Царицына на Новороссийск через донские степи был отвергнут не только из-за политической обстановки на Дону, но также и из-за бездорожья в это время на этой местности. Вместо этого плана разгрома Деникина был предложен новый, с направлением главного удара из районов Воронежа через Харьков — Донецкий бассейн не Ростов.
Во время Великой Отечественной войны гитлеровские захватчики укрепили оборону на всех подступах к городу Орше, за исключением лесисто-болотистого участка местности между Оршей и Витебском.
Наше командование, оценив обстановку и изучив местность, решило наступать именно по этому участку. Хорошо разведав лесные дороги и тропы, а также приняв соответствующие меры, наши войска прошли лесисто-болотистую местность и пошли в наступление. Потери в живой силе и технике были незначительными.
Эта операция сыграла большую роль в разгроме оршанской группировки противника. Таких примеров в Великую Отечественную войну можно привести много.
Влияние местности на боевые действия войск должно определяться для конкретной боевой задачи с учетом состава данных войск, времени года и суток, погоды и характера действия противника. В различных условиях боевой обстановки одна и та же местность может по-разному влиять на боевые действия. Так, равнинная местность перед передним краем обороны противника будет неблагоприятна для наступающего противника и благоприятна для обороняющегося. Река, протекающая перед передним краем обороны, усиливает оборону и является серьезным препятствием для наступающих войск и т. д.
Особенно большое значение при изучении влияния местности на боевые действия войск в современном бою приобретают знания ее защитных свойств, снижающих поражающие действия ядерного оружия.
При умелом использовании защитных свойств местности можно надежно защитить и личный состав и боевую технику от поражения ядерным оружием.
Как известно, основными поражающими факторами ядерного оружия^являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение местности.
Рельеф местности, лесные массивы и различные местные предметы могут в значительной степени препятствовать распространению ударной волны, светового излучения и проникающей радиации.
Наиболее благоприятные условия для защиты от взрывного действия ядерного оружия (в воздухе или на поверхности земли) имеются на сильно пересеченной местности. Высоты и гребни с крутыми скатами, овраги, ущелья и т. п. являются хорошими естественными укрытиями.
Хорошими защитными качествами обладает лесная местность. Лес, даже на ровной местности, может защитить от ударной волны, светового излучения и ослабить действия радиоактивного заражения. Защитные свойства леса зависят прежде всего от породы, густоты и возраста деревьев. В густом лиственном лесу, где кроны деревьев тесно соприкасаются, степень радиоактивного заражения на 20—40% меньше, чем на незалесенной местности. На расстоянии 50—200 м от опушки леса давление в ударной волне значительно снижается. Стволы деревьев также могут снижать и проникающую радиацию (на 10—20%). Хотя кроны деревьев защищают надежно (в 6—8 раз по сравнению с открытой местностью) от светового излучения, но в некоторых случаях деревья могут воспламениться под действием светового потока, а это может привести к возникновению верхнего пожара, особенно в хвойных лесах.
На радиоактивное заражение местности влияет характер грунта и растительный покров. Подвергаясь радиоактивному облучению, грунты в зависимости от своего химического состава в различной степени сами становятся радиоактивными. В большей степени наведенную радиоактивность приобретают солончаки, глинистые и суглинистые почвы, в меньшей степени — черноземные, песчаные и болотистые. Чем рыхлее и суше грунт, тем сильнее и продолжительнее заражение такой местности.
Размер и конфигурация зоны радиоактивного заражения местности в значительной мере зависит от метеорологических условий, определяющих скорость и направление движения радиоактивного облака.
Современные средства инженерной техники позволяют в короткие сроки изменить свойства местности, причем на огромных пространствах. Так, проходимую местность для всех родов войск можно системой противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов и других искусственных препятствий сделать сильнопересеченной и труднопроходимой для действия некоторых родов войск. С другой стороны, труднодоступную местность путем соответствующего инженерного оборудования можно сделать проходимой для танков, автомобильного транспорта и другой боевой техники.
Если раньше в основу изучения местности был положен принцип применения боевых действий исходя из конкретных условий, то теперь изучение ведется также и с целью изменения ее свойств.