Птицы в питании медведя имеют небольшое значение [26, 36, 78, 128, 142], однако в отдельных районах, например в Прибайкалье, весной они могут составлять до 14% пищевого рациона этого зверя [137].
Наблюдая в продолжение нескольких лет за развитием медвежат в условиях естественной среды, мы отмечали поедание ими птенцов соловья, яиц (из брошенного гнезда) и птенцов глухаря (п — 2) после интенсивной охоты за выводком, яиц певчего дрозда (из брошенного гнезда) и его птенцов из второй кладки, а также трупов различных птиц, иногда мумифицированных. Случаи эти можно считать единичными. В весенний и весенне-летний периоды в начале питания травянистой растительностью медведи размещаются в биотопах, имеющих достаточно высокую освещенность, что обеспечивает прогрев почвы и быстрое прорастание трав. В это же время большинство птиц гнездятся в густых кустарниках и кронах деревьев, поэтому их гнезда лишь изредка могут оказаться в пределах кормового участка медведя.
Чаще других эти хищники находят гнезда рябчиков (п = 12) в разреженных березняках и куртинах сероольшаников. Но к в этих биотопах звери придерживаются открытых полян, а ко Бремени начала вегетации в березняках и сероольшаниках травянистой растительности, когда сюда заходит кормиться медведь, выводки рябчиков уже покидают гнезда (птенцы рябчиков очень быстро начинают летать и становятся недоступными для медведя).
Нам приходилось наблюдать и отрицательную реакцию пятимесячного медвежонка на запах жилого гнезда соловья. После того как один из медвежат свалил гнездо и съел уже двух птенцов, подошедший медвежонок, едва понюхав гнездо (там были еще два птенца), резко отдернул голову, отскочил в сторону и больше не подошел к гнезду. Подобную реакцию мы неоднократно наблюдали у медвежат при контакте их с гадюкой, лягушкой и жабой. По-видимому, запах гнезда или сам вид птенцов в отдельных случаях может вызвать у медвежонка пассивно-оборонительную реакцию, которая тормозит пищевое поведение.
С конца мая или в начале июня медвежата-сеголетки начинают интенсивно лазать по деревьям, и это сопряжено с наиболее ярким проявлением игрового поведения. Вероятность контакта медвежонка с птичьими гнездами, расположенными на деревьях, в это время наибольшая. Однако большинство птенцов первой кладки уже покинули гнезда. Позже, в конце июня—первой половине июля, медвежата лазают на деревья уже редко, так как полностью переходят к а самостоятельное питание, и основное время периода активности тратится на разыскивание пищи, основу которой составляют травянистая растительность и муравьи. Медведи в возрасте старше года лазают на деревья нечасто. В этой связи разорение медвежатами гнезд птиц, имеющих вторую кладку, маловероятно. Размещение птицами лесной зоны своих гнезд в биотопах, не имеющих запасов кормов для медведя в период кладки и вывода ими молодняка, можно рассматривать как адаптивный механизм взаимодействия пернатых и хищника. То же можно сказать о смещении сроков второй кладки у птиц на период спада активности игрового поведения у медвежат.
Следует отметить тот факт, что ежегодно весной взрослые медведи встречаются ранним утром на глухариных токах Возможно, их привлекают сюда токующие птицы, которы< бегают по земле и иногда могут приблизиться к затаившемуся зверю. Однако случаи добычи весной медведем глухарей на ток; в центральных районах европейской части нам неизвестны Есть сообщение, что в Тюменской обл. медведи весной тож1 обычны в местах концентрации рябчика и на глухарины токах [111, ко никаких подтверждений успешной их oxoti на этих птиц нет.