Он характеризуется продолжением интенсивного питания травянистой растительностью. В пищевой рацион бурого медведя в пределах только нашей страны в это время входит более 100 видов растений [7, 12, 33, 44, 56, 146 и др.]. При этом количественные соотношения той или иной группы растительных кормов, потребляемых зверем, в различных регионах заметно меняются — это можно объяснить как доступностью и обилием определенных кормов, так и традициями пищевого поведения особей этого вида, характерными для каждого региона [70].
Нередко можно слышать о том, что медведи якобы гурманы и лакомки, предпочитают наиболее «вкусные» растения. Это неверное суждение. Бурый медведь по сравнению с другими дикими животными один из самых малотребовательных и к пище, и к среде обитания. Пищевая пластичность проявляется повсеместно в том, что этот зверь довольствуется пищей, которая в определенном регионе и в отдельном районе региона наиболее обильна, т. е. является легкодоступной. При этом он может вовсе не потреблять такие лакомые корма, как малина и земляника (Юргенсон, 1950).
В летний период растения подрастают, травы грубеют, и зверь перестает есть все подряд, поскольку значительно возрастают возможности выбора кормов. Именно летом наиболее ярко проявляется замечательное явление в пищевом поведении медведя — избирательность [52, 97].
Мы многократно наблюдали в летний период, как два рядом живущих зверя могут ходить кормиться в одни и те же угодья и поедают при этом разные виды растений. Однако это явление не следует рассматривать в том плане, что каждый из медведей предпочитает определенный вид растений. Все значительно проще: зверь начинает кормиться тем видом растительности, который на его участке преобладает. Например, на участке между лесом и вырубкой фоновым компонентом пищевого рациона медведя могут быть однолетние побеги малины: здесь обильные ее заросли. И если этот же зверь перемещается в другие угодья или заходит на территорию, где кормится другой медведь, он продолжает выбирать из растительного покрова проростки малины, в то время как его сосед, обитавший на самой зарастающей вырубке, продолжает кормиться побегами иван-чая, который на вырубке растет особенно интенсивно. Вот и выходит, что перемещения рядом живущих особей (территориальность в летний период выражена у медведей слабо) не вызывают у них особой пищевой конкуренции, так как каждый из зверей поедает наиболее привычный для него вид растений в течение сравнительно долгого времени. Этот вид и является фоновым, или основным, компонентом пищевого рациона особи. По данным полевых наблюдений, фоновый вид может составлять в питании медведя за определенный промежуток времени (8—15 дней) от 20 до 100% пищевого рациона.
Пищевая избирательность — важный экологический механизм, значительно снижающий возможности внутривидовой пищевой конкуренции и оказывающий влияние на плотность заселения видом угодий (показатель ее при этом возрастает).
Как только начинает поспевать черника, медведи переключаются на этот вид корма.
У взрослых медведей летом наблюдается повсеместная подвижка — часть зверей распределяется у ягодников, часть идет в рябинники, хотя ягода еще и не созрела, а многие переходят к полям, засеянным овсом, и т. п. Там, где растут кедры, — звери идут в кедрачи, на Кавказе и Тянь-Шане подвигаются к буковым рощам, каштанникам и фруктарникам, а на Камчатке и Сахалине — к нерестовым рекам. Лишь молодняк второго-третьего года жизни менее подвижен, и многие звери этого возраста могут встречаться в одних и тех же местах до глубокой осени.
Созревание ягод черники — сигнал, что летний период близится к концу и начинается самый ответственный в жизни медведя период — нажировочный.