Он характеризуется началом буйного развития трав, и обеспеченность кормами значительно возрастает. Несмотря на продолжающиеся потери остатков жировых запасов, уже в начале этого периода наблюдается увеличение общей массы медведей, особенно молодых и нелакти-рующнх самок. Крупные звери (как правило, самцы) переходят из весенних стаций в места, густо зарастающие травянистой растительностью. Прекращается интенсивная охота отдельных медведей на копытных. Мы неоднократно наблюдали также прекращение поедания медведями падали, которую они обычно предпочитают всякой другой пище. Возможно, это связано с недостатком витаминов в организме зверя после зимовки, поскольку медведь зачастую оставляет падаль, как только начинает питаться молодой зеленью. Мы полагаем, что эту особенность — перестройку в питании — следует рассматривать как особую адаптацию.
В стациях, к которым подходят самцы, в это время оказываются и самки с молодняком, в том числе и с медвежатами-лончаками. Присутствие самок вызывает беспокойство самцов-производителей, и между ними начинается распределение территории. Один из важнейших факторов, способствующих встрече самцов и самок, — наличие корма: перед гоном звери собираются в наиболее кормных местах, самки усиленно питаются и до образования супружеских пар, и в тот период, когда живут вместе с самцом. Самцы же едят в это время значительно меньше, много времени затрачивают на обходы территории, а в случае сближения с самкой проявляют постоянное беспокойство, держатся с ней рядом, повсюду ее сопровождают.
Травянистая растительность — основная пища медведей в этот период. Экспериментальные работы с медведями-лончаками показали, что в естественных условиях уже с первой декады апреля их масса стабилизируется, а затем начинает возрастать, и к середине июня медвежата весят столько же, сколько осенью, перед залеганием в берлогу.
Интерес представляют также весовые показатели медведя третьего года жизни. Осенью зверь весил 96 кг, после выхода из берлоги (12 апреля) — 72, 9 мая — 66, 9 июня (отстрелян) — 78 кг. В весенний голодный период масса такого медведя сократилась на 6 кг, среднесуточная потеря составила 222 г, а в весенне-летний период среднесуточный привес был равен 387 г.
Весенне-летний период можно назвать стабилизирующим в питании медведя. Зверь полностью теряет жировые запасы, но увеличивается его общая масса, что свидетельствует о некотором росте и развитии животного, накоплении мышечного объема. В это время медведь потребляет наибольшее число видов растений.
В период вегетации трав у древесной растительности наблюдается рост листовых пластинок. Звери наиболее четко распределяются по территории и пасутся на припойменных водораздельных и суходольных лугах, лесных опушках, зарастающих вырубках, гарях, в разреженных древостоях, т. е. в биотопах, имеющих хорошую освещенность и плодородную почву — оптимальные условия для активного произрастания травянистой растительности [52]. Наиболее охотно медведь поедает в это время листья лещины обыкновенной (Corbus avellanaL), клена платановидного (Acer platanoides L.), рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.). Особое значение имеют и листья осины (Populus tremula L.): для многих зверей они могут быть фоновым компонентом в питании на протяжении 10—12 дней.
В ходе полевых исследований в районе Центральнолесного заповедника в весенне-летний период мы наблюдали за разными медведями. Вот некоторые из этих наблюдений. Крупный самец (ширина плантарной мозоли 15 см), придерживаясь дороги Ясновицы—Токовье, с 12 мая выходил кормиться на суходольные луга манжеткой изящной (Alchemilla qracilis L.), которую старательно выбирал среди другой травянистой растительности. В конце мая он переместился в другое место на расстояние 2,5 км, где начал активно метить территорию, но до 2 июня на кормежку по-прежнему приходил в старое место. После 2 июня зверь, по-видимому, обеспокоенный человеком, покинул обжитое место.
В 1976 и 1977 гг. один и тот же медведь (ширина плантарной мозоли 14 см) на одном и том же месте около 10 дней питался вдоль дороги почти исключительно снытью (Aegopodium podagraria L.), заросли которой по опушкам и в разреженных березняках были достаточно обильны.
В 1981 г. единственный раз за многие годы наблюдений за медведями в весенний период нам удалось зарегистрировать продолжительное питание медведицы с медвежонком-сеголеткой растением недотрогой (Impatiens noli tangere L.); до этого мы фиксировали лишь единичные поеди этого растения. Заметим, что в Мордовском заповеднике недотрога — основной весенний корм медведей [146], в районе же Центральнолесного заповедника медведи предпочитают всем другим кормам сныть.
Встречаются, однако, особи, для которых фоновым компонентом пищевого рациона в продолжение многих дней может быть пушица влагалищная или бор развесистый, а во многих районах Сибири и Дальнего Востока существенное значение имеет брусника [97].