Рост бобровых ресурсов, а местами плотность бобров, по существующим представлениям, действительно слишком высокая, вызывает новые и новые конфликтные ситуации и требует определенных практических действий со стороны человека. Развитие бобрового стада необходимо держать под строгим контролем, управляя им с помощью определенных биотехнических мероприятий.
С. С. Шварц пишет (1976, с. 191): «На смену пассивной «охраны природы» придет работа по созданию оптимальной природной среды, по созданию биогеоценозов, способных к саморегуляции в измененной человеком среде». Осуществление комплекса биотехнических мероприятий, направленных на улучшение условий обитания и увеличение численности особо охраняемых ценных пушных и промысловых животных, стало строго обязательным для всех культурных хозяйств (Лавров, 1969, с. 220). Без проведения ряда биотехнических мероприятий, по убеждению Л. С. Лаврова, не может продолжительное время существовать на ограниченном отрезке реки и нормально развиваться ни одна бобровая колония.
Поскольку разорение плотин, предпринимаемое с целью -отпугнуть бобров, обычно не дает желаемого эффекта, ибо эти животные обычно быстро их восстанавливают, В. Бейли (Bailey, 1927), X. А. Ларами (Laramie, 1963) и Д. X. Арнер (Arner, 1963) предлагают понижать уровень бобрового водохранилища. Зарубежная литература рекомендует также ряд экологических способов для уменьшения ущерба, причиняемого затоплением сельскохозяйственных земель, путем использования угодий для других целей.
Так, Д. X. Арнер (Arner, 1963) предлагает выращивать петушье просо (Echinochloa crus-galli) в бобровых прудах для лучшего привлечения диких уток, которые явно предпочитают активные бобровые пруды для гнездования и вывода утят. Эксперименты, проведенные им в центральной части штата Алабама, где бобрами затоплены многие тысячи акров равнинных лесов, оказались успешными. Низкие расходы по выращиванию корма для уток способствовали дополнительному использованию затопленных бобрами угодий и возмещению ущерба.
Исследования, проведенные в провинции Нью-Брансуик в Восточной Канаде (Renouf, 1972), показывают, что на активных бобровых прудах в среднем встречается по 0,75 выводка на 1 акр (почти 2 выводка на 1 га), на брошенных — только 0,11 выводка, или 0,3 на 1 га. Р. Л. Лочмиллер (Lochmiller, 1979) предлагает разводить диких уток в бобровых прудах и дает экономическое обоснование мероприятий, обеспечивающих довольно высокую отдачу. На этом фоне по крайней мере странно читать в новейшей сельскохозяйственной литературе требования о применении «отрицательной биотехнии». Так, И. Риекстс (Rieksts, 1983) пишет, что, не отвергая существования бобра в нашей фауне, его деятельность необходимо ограничить, так как ущерб сельскому и лесному хозяйствам, а также лишние эксплуатационные затраты на уход за мелиоративными системами превышают, возможно, десятикратно и более пользу от деятельности животных, включая и стоимость меха. Далее этот автор предлагает сокращать распространение бобра, допуская его обитание только в районах, где его деятельность не препятствует сельскому и лесному хозяйствам и заканчивает словами: «Необходимо решить вопрос о переселении бобров в заповедники». Но заповедники являются крайним способом сохранения исчезающего вида. Поэтому необходимость создания их, безусловно, свидетельствует об отрицательных сторонах деятельности самого Homo sapiens и о пробелах в его экологических знаниях. Если животное, в нашем случае бобр, причиняет ущерб сооружениям, этим сооружениям требуются соответствующие конструкционные дополнения, а бобровым ресурсам — разумное хозяйственное использование, подобно тому как мы сегодня используем домашний скот.
Весьма спорна точка зрения Е. В. Фадеева (1976, 1981), который сомневается в целесообразности разведения бобров на малых реках в лесостепи и степи, пойменные леса которых имеют важное противоэрозионное, водоохранное и рекреационное значение. Широко известно, что именно эти зоны страдают от недостатка влаги и от береговой эрозии и именно здесь очень важно не допускать быстрый сток дождевых и талых вод. Сохранение воды является основной функцией экологической ниши бобра, которая в этих зонах может приобрести особую ценность. Однако это требует дополнительного труда со стороны человека, например ограждения металлической сетью ценных насаждений или отдельных деревьев.
Бобровое хозяйство в условиях антропогенного ландшафта нельзя пускать на самотек, оно должно быть направлено как на увеличение ценной продукции, так и па предотвращение ущерба другим отраслям народного хозяйства и улучшение общей экологической ситуации.