Задача определения местоположения постоянно встает перед туристом. Приходится постоянно контролировать свое местоположение при движении по местности и определять точку стояния при потере ориентировки. Общую задачу можно разбить на составляющие: чтение карты, чтение местности, т.е. восприятие местных предметов с точки зрения топографии и ориентирования и совмещение образов местности с эквивалентными им образами на карте.
Чтение карты.
Упражнения на чтение карты проводятся в помещении круглогодично, особенно в межсезонье. Предполагается, что спортсмен уже знаком с основами топографии, а упражнения проводятся для выработки беглости при работе с картой. Можно с уверенностью сказать, что навыки беглого чтения карты вырабатываются только в результате регулярных и частых упражнений с картой.
Одним из таких упражнений является выбор наилучшего пути между двумя точками. Такими точками могут быть КП на реальной дистанции или случайно выбранные точки на любой карте. Первая стадия упражнений — коллективный разбор с участием преподавателя, сопровождающийся объяснениями, обоснованием выбранного пути и критикой неудачных решений. Вторая стадия — самостоятельный анализ возможных вариантов с вычерчиванием оптимального варианта карандашом (не отрывая его от карты). После этого — сравнение вариантов, предложенных разными спортсменами.
Опыт показывает, что большой эффект в развитии навыков беглого чтения карты дает калькирование карт для соревнований. Эта работа обычно выполняется при подготовке какого-то конкретного соревнования, но может проводиться и специально как упражнение. Можно рекомендовать три варианта упражнения: полное калькирование участка площадью 2 — 4 км2; калькирование только рельефа и гидрографии (самое трудное в чтении карты — рельеф); частичное калькирование рельефа с раскраской. В последнем случае калькируются только сплошные горизонтали, т.е. берется сечение 25 или 10 м на слабопересеченной местности, и выявляются наиболее крупные общие формы. Пространство между горизонталями закрашивается для наглядности в разные цвета: наивысшие участки — в красный цвет, более низкие — в коричневый, следующие — в оранжевый и т.д.
Чтение местности.
Как известно, карта — это уменьшенное изображение местности. Казалось бы, сопоставление карты и местности не должно представлять затруднений: надо лишь найти подобные предметы на карте и местности, учитывая масштаб. Однако на деле обнаружить это соответствие неопытному человеку, даже стоящему на месте, не так просто. А в движении задача значительно усложняется. Даже опытные туристы, встретившись с непривычными формами рельефа или растительности, оказываются в затруднении. Причин здесь несколько.
Во-первых, турист видит местные предметы не в плане, как они изображены на карте, а сбоку, в перспективе и не всегда может оценить взглядом действительную форму предметов.
Во-вторых, местные предметы обозначаются на карте условными знаками и нужно отчетливо представлять содержание, соответствующее каждому условному знаку: как выглядит редкий лес, улучшенная грунтовая дорога, обозначенный полугоризонталью холмик.
В-третьих, при съемке и вычерчивании карты происходит так называемая генерализация: извилистый ручеек обозначается плавной линией, некоторые предметы не обозначаются вообще, остаются только наиболее существенные. При генерализации происходит потеря информации о местности. Чем больше информации потеряно, тем труднее ее восстановить по немногим оставшимся признакам. Поэтому легче всего читаются местные предметы, являющиеся точечными или ярко выраженными линейными ориентирами: дорожная сеть, гидрография, контуры растительности и крупные формы рельефа. Более сложными для чтения являются размытые контуры растительности, средний рельеф (перепады примерно в пределах от 50 до 15 м) на полуоткрытой местности. Труднее всего читать мелкий рельеф в закрытой местности.
Упражнение по чтению местности обычно начинается с имитации маркированной дистанции. Преподаватель и группа спортсменов с картами местности движутся шагом или легким бегом, наблюдая за местностью. Вначале он выводит группу на наиболее характерные точки местности, где можно определить свое положение круговым визированием. Преподаватель показывает окружающие местные предметы и соответствующие им знаки на карте. Следующий этап — движение по местности от известной точки с контролем движения по карте. Преподаватель обращает внимание на интересные детали, предлагает самим спортсменам определить свое местоположение и корректирует ошибки. Для этих занятий нужны местность с хорошо выраженными линейными ориентирами и точная карта.
Занятия строятся так, чтобы сложность чтения увеличивалась постепенно, по мере усвоения предыдущего материала. Вначале путь движения группы проходит по линейным ориентирам, затем — кросс по местности со сменой направлений. При достаточной подготовленности спортсменов переходят на имитацию маркированной трассы на бегу в маленькой группе (2 — 4 человека). По инициативе любого спортсмена группа делает 20 —30-секунд-ные остановки и определяет свое местоположение. Преподаватель или старший группы не делает разбора, а только говорит «да» или «нет». Если спортсмен делает две ошибки подряд, ему надо подсказать его местоположение, иначе тренировка теряет эффективность. Высшим этапом являются соревнования по ориентированию на маркированной трассе. Вариантом вышеописанного упражнения является прокладка всего пути движения карандашом на карте: при остановке определяется не только точка стояния, но и пройденный путь.
Как показывает опыт, навыки чтения карты исключительно эффективно развиваются при корректировке карты и глазомерной съемке местности. Преподаватель объясняет и показывает приемы кругового и линейного визирования, дает задание на съемку замкнутого участка примерно площадью 1 км2 (на 2 — 3 человека). Съемка ведется обходом участка по линейным ориентирам с возвращением в исходную точку. Результаты съемки вычерчиваются в масштабе 1: 5000.
Кроме того, повышению квалификации туриста способствует участие в подготовке на местности дистанции соревнований по ориентированию.