История развития человечества — это в значительной мере история использования природного окружения, поэтому в течение всей истории существования человека его связь с природой всегда была достаточно тесной. В настоящее время ситуация изменилась: благодаря техническому прогрессу человек создал искусственную среду обитания, гарантирующую ему безопасность и комфортное существование. Но каким бы совершенным, автоматизированным ни был этот новый, созданный человеком мир, он всегда будет существовать лишь за счет природы, ее ресурсов. Человеку никогда не удастся избежать контактов с природой, а значит, и вероятности испытать на себе ее воздействие в экстремальной ситуации.
Экстремальные, опасные, чрезвычайные ситуации — вот словосочетания, отражающие современные реалии нашего бытия, которые постоянно напоминают нам о необходимости быть начеку, о необходимости стремиться к безопасной жизни и деятельности. В конце XX столетия в общеобразовательных учреждениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности», призванный формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, прививать знания, умения и навыки распознавать и оценивать опасные ситуации, определять вредные факторы среды обитания человека, учить защищаться от них. В силу специфики своего содержания данный курс направлен на приобретение навыков, необходимых для адаптации к условиям среды обитания (в том числе и природной), а также к наиболее потенциально опасным видам деятельности.
В связи с этим перед системой образования встала серьезная задача — подготовить учителей-специалистов, умеющих не только донести до школьников идеологию и принципы государственной политики в области безопасности, но и стать главным лицом в воспитании личности, способной обеспечивать свою безопасную жизнедеятельность. Сегодня в ряде педагогических вузов страны подготовка таких учителей уже ведется.
«Способы автономного выживания человека в природе» — это одна из специальных дисциплин, определенная Государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».
За последние годы издано множество книг, пособий, справочников по туристской проблематике и безопасности в туризме. Однако ни в одной из них не нашла отражение специфика подготовки педагогов общего и дополнительного образования, общественных туристских кадров по указанной проблематике в целом. Это и явилось основанием для разработки и написания данного учебного пособия — первого в этой области знания.
Основные цели учебного пособия — дать студентам полное представление об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде; помочь овладеть навыками безопасного поведения при вынужденном автономном существовании; снабдить информацией об организации и проведении занятий, посвященных безопасному поведению в природе, о средствах, способах и методах выживания в природных условиях разных климатических зон, об организации и проведении походов.
В учебном пособии конкретизируется программа курса и определяется необходимый для усвоения материал (факты, понятия, закономерности, последовательность и логику раскрытия тем). Оно поможет студентам совершенствовать приобретенные на лекциях и практических занятиях знания и умения и самостоятельно пополнять их.
Содержание учебного пособия, безусловно, заинтересует не только учителей безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений, но и педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, представителей общественного туристского актива — всех, кто любит туризм, использует эту форму деятельности в учебно-воспитательной работе с детским коллективом.